Кузьмина Наталья Владимировна об учебном пособии «Криминология и предупреждение преступлений»
Интервью с Кузьминой Натальей Владимировной – призером IV конкурса «Профессиональное образование». Книга «Криминология и предупреждение преступлений» заняла на конкурсе третье место в номинации «Юриспруденция».
Наталья Владимировна о себе:
«Кандидат юридических наук, доцент, заведующая базовой кафедрой адвокатской практики Костромского государственного университета. Автор более 160 учебно-методических и научных работ, учебников и учебных пособий, восемь из которых размещены в электронно-библиотечной системе.
С 2002 года преподаю в университете и читаю такие дисциплины, как юридическая конфликтология и психология, криминология и уголовно-исполнительное право. Криминология как социально-правовая наука и учебный предмет о преступности и ее предупреждении стала не только любимым направлением в моей преподавательской карьере, но и сферой научного исследования наравне с юридической конфликтологией.
Именно на стыке криминологии и юридической конфликтологии выдвинута и обоснована оригинальная авторская системная теория этнических девиаций, деликтов и преступности. Эта проблема является весьма актуальной в современной России и мире».
Расскажите немного о себе, какие дисциплины исследуете или преподаете, и чтобы сделать интервью ярче – три самых интересных факта об авторе-победителе конкурса «Профессиональное образование»?
Три интересных факта об авторе-победителе.
1. Имею образование различных уровней по нескольким специальностям: среднее специальное музыкальное образование, высшее политологическое образование, ученую степень и звание в области юриспруденции. По окончании Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова защищала выпускную квалификационную работу по малоизученной и интересной теме: «Эстетика власти».
2. Дважды неожиданно для себя стала победителем международных и всероссийских конкурсов издательства ИНФРА-М в 2022 году: моя монография «Социально-правовая теория этнического конфликта» заняла 1-е место в VI Международном конкурсе на лучшую научную и учебную публикацию «Академус» (номинация «Юридические науки»), а учебник «Криминология и предупреждение преступлений» - 3-е место в IV Всероссийском конкурсе «Профессиональное образование» (номинация «Юридические науки»).
Тем не менее, внутренняя уверенность в определенной ценности разработанной концепции этнических конфликтов и преступности была уже давно. Об этом также неоднократно заявлял и мой глубокоуважаемый научный руководитель, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Владимир Николаевич Карташов. Мне хотелось бы здесь еще раз выразить ему огромную благодарность и признательность за поддержку моих научных идей и помощь в организации защиты кандидатской диссертации, пожелать крепкого здоровья, семейной теплоты и просто человеческого счастья!
Победы в конкурсах, проводимых вашим издательством, дали много радости и явились стимулом к новой научной деятельности, помогли ещё больше поверить в себя и в значимость дальнейшего развития этнической девиантологии и криминологии как нового научного направления.
3. При создании книг мне во многом помогают знания и опыт путешественника. Ведь я пишу о конфликтах и преступности как общественных явлениях. Нужно много ездить, смотреть и изучать политико-правовую сферу, систему организации правопорядка, экономику, культуру, менталитет, религию и в целом особенности цивилизации разных стран. Без этого невозможно дать глубокое объяснение каких бы то ни было социальных явлений, разработать обоснованные технологии преодоления конфликтов и преступности.
Сейчас у меня появился даже собственный небольшой блог о путешествиях, где я делюсь своими видео о достопримечательностях разных стран, национальных традициях, кухне и в целом о тонкостях туризма. Посещение Италии оставило неизгладимый след в памяти. Ватиканские музеи в Риме, архитектура и каналы Венеции, Уффици во Флоренции (список можно продолжать) - этот огромный пласт культурного наследия требует длительного осмысления с точки зрения вклада в развитие цивилизаций и культур, организации мирового порядка.
Я обожаю Стамбул с его энергией, звуками и запахами, Дворцами Топкапы и Долмабахче, величественными византийскими христианскими храмами, Айа-Софией, Константинопольскими стенами; восхищаюсь архитектурными шедеврами Мимара Синана, внутренним убранством Голубой Мечети, светящимися подвесными мостами и, конечно же, красавицей Галатской башней. В последнее время снимаю небольшие видео о древнегреческих городах-полисах (Мира, Эфес, Олимпос, Иераполис и др.), сохранившихся на территории современной Турции и дошедших до наших дней.
Во всех моих начинаниях меня поддерживают семья и дети.
Работа над книгой – было тяжело? С какими вызовами Вы встретились и как смогли сделать, чтобы Ваше произведение стало действительно полезным интеллектуальным приобретением для учащейся молодежи?
Да, было тяжело. По сравнению с монографиями, учебную литературу писать намного труднее, поскольку здесь всегда имеются цели и рамки, определенные конкретными образовательными стандартами, и им необходимо чётко следовать. В то же время, содержательно нужно показать читателю всю проблемность каждой темы, определить круг актуальных на сегодняшний день вопросов, заложить творческую нотку, чтобы вызвать студенческий, прежде всего, интерес к, казалось бы, устоявшейся в науке теории или концепции. Для криминологии как учебной дисциплины еще очень важным является вопрос формирования уголовно-правовой статистики как источника криминологической информации о преступности. При написании учебника проходила длительная и скрупулезная работа с актуальными статистическими данными о разных видах преступности. Без этого, а также без исследования иных материалов правоприменительной практики, невозможно сделать достоверные выводы о закономерностях развития и функционирования преступности в современной России.
Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно, для общего развития или дополнительного образования?
Безусловно и однозначно, книга написана не только для учащихся СПО. Учебник «Криминология и предупреждение преступлений», представленный на конкурс, успешно прошел «пробный экзамен» для многих изложенных в нем новых идей о понимании сущности преступности и механизмах её предупреждения, а также о личности, совершающей преступления. С полным правом эти подходы могут теперь быть доступны и студентам юридических вузов, преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами предупреждения преступности и борьбы с ней. В этом издании можно найти ответы на самые разные вопросы науки криминологии.
И снова о Вашей книге – расскажите о ней, или, если можете, выделите три главные мысли, основные идеи произведения?
Данную книгу нельзя, на мой взгляд, назвать стандартным учебником, где бы излагались четко устоявшиеся позиции и теории. Здесь нет места формализму, поскольку сам объект изучения - преступность - явление динамичное и полностью не исследованное. В работе открыто указывается на спорные и малоизученные проблемы современной криминологии.
Каковы состояние и наиболее опасные виды преступности в современной России? Почему используемое в криминологии понятие преступности не отвечает ее современным вызовам, характеру и многообразию форм проявления, а также полностью не соотносится с реалиями и масштабностью практик борьбы с ней? Что не учитывают имеющиеся научные подходы к пониманию причин преступности и личности, совершающей преступное деяние? Насколько важен цивилизационный аспект в выявлении детерминант преступности, и какое место занимают антропологические и генетические теории в исследовании формирования преступного поведения?
Именно о новом понимании этих интересных и важных вопросов, а также о современных механизмах и правовых основах предупреждения преступности в России можно узнать из моего учебника.
Темы раскрываются с использованием социально-правовых теорий, а также обширных актуальных статистических данных, материалов судебной, следственной и иной правоприменительной практики.
Что самое главное в сфере профессионального образования в России сегодня, на Ваш взгляд?
Повышение квалификации преподавателей по профилю читаемых дисциплин, расширение взаимосвязи между теоретической и практической составляющей учебного процесса через увеличение количества часов для прохождения практик в организациях по направлению подготовки студента, внедрение широкого спектра инновационных методов преподавания, повышение качества методической, учебной и дополнительной профессиональной литературы, а также ее доступность для обучающихся.
О вашей дисциплине подробнее – насколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, на Ваш взгляд, чтобы новые специалисты находили себя в жизни, становились профессионалами, учеными, преподавателями?
Поскольку криминология ставит своей главной задачей разработку объективных и научно обоснованных механизмов предупреждения преступности и отдельных видов преступных деяний, ее востребованность среди обучающихся СПО и вузов по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правоохранительные органы», «Экономическая безопасность» достаточно высока. Российское законодательство относит к субъектам профилактики правонарушений (в том числе и преступлений) федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета РФ, органы местного самоуправления, поэтому профессиональная подготовка кадрового потенциала данных органов без изучения криминологии просто невозможна. Считаю, что преподавание данной дисциплины следует строить на основе объединения теоретических тем с их практическим аспектом, то есть по каждой теоретической проблеме необходимо студентам показывать то практическое русло, где могут быть применены конкретные знания. Именно для этих целей важно получить навыки работы с уголовно-правовой статистикой, научиться рассчитывать уровень и другие показатели преступности, знать основы и систему государственного стратегического планирования предупреждения преступности, составлять планы профилактического воздействия в отношении правонарушителей, понимать тексты с использованием криминального жаргона. Немаловажную роль в плане подготовки высококвалифицированных специалистов играют и посещения с учебным целями разных видов исправительных учреждений.
Сейчас появилось много новых подходов в преподавании профессиональных навыков – онлайн-курсы, вебинары, электронные обучающие платформы, курсы. Как Вы считаете, этим, скажем так, узкопрофильным подходом, можно заменить какие-то разделы системного обучения в рамках СПО?
На мой взгляд, данный подход является необоснованным и не отвечает целям и задачам профессионального образования, поскольку при подготовке кадров следует руководствоваться, прежде всего, государственными образовательными стандартами, и, повторюсь, одновременно с теоретической осуществлять серьезную практическую подготовку обучающихся.
Работаете над чем-то еще сейчас, или, может быть, в планах какой-то новый интересный проект учебника, монографии, статьи?
В настоящий момент я на «научных каникулах». И, тем не менее, в подсознании находится мысль о возможном расширении учебника «Криминология и предупреждение преступлений», изначально написанного для СПО, и его преобразовании для студентов высших учебных заведений. Ведь именно они и являются моими самыми любимыми слушателями, с ними мы подчас обсуждаем на занятиях актуальные и необоснованно «забытые» вопросы криминологии. У меня есть надежда, что они все-таки будут держать в руках адресованный им учебник по криминологии.
Пожелайте что-то вашим читателям, пару слов для будущих профессионалов, которые сейчас проходят нелегкий путь освоения знаний?
Только непрерывность образования на протяжении всей жизни является залогом профессионального успеха и ключом к поиску истины!
Читать «Криминология и предупреждение преступлений»
Другие работы Натальи Владимировны
Итоги IV конкурса «Профессиональное образование» - больше полезных книг и интересных авторов