Володина Елена Борисовна об учебном пособии «Материаловедение: дизайн, архитектура»

28 октября 2022
Володина Елена Борисовна об учебном пособии «Материаловедение: дизайн, архитектура»

Володина Елена Борисовна – закончила МГСУ им. А.И. Евдокимова (лечебное дело, специализация психиатрия, неврология), профессиональная переподготовка (дизайн интерьера) при МГАХУ памяти 1905 года (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года), профессиональная переподготовка по арт-терапии (курс А.И. Копытина). Член Российской Арт-терапевтической Ассоциации. Член МОСХ (Московский Союз Художников, секция скульптуры), член Международного Художественного Фонда (художник-фотограф).

Елена Борисовна говорит о себе: «Мои научные интересы лежат на стыке наук, а именно: психология, медицина, дизайн, законы гармонии в творчестве, восприятие цвета, креативность, гениальность. Пристально изучаю человеческое восприятие, его трансформации в современном мире, архетипы, межполушарные взаимодействия, процесс формирования картины мира у великих людей прошлого и настоящего.

Используя разные способы познания, анализ, исследования, опыты, интуицию, идентификацию с явлением, пытаюсь установить наиболее общие закономерности в далеких областях науки, так как разведение их сделано человеком для детального изучения, из-за чего теряется суть и связи. А целое всегда больше суммы его частей».

В 2022 году Елена Борисовна стала победителем II Международного конкурса PROЗНАНИЕ в номинации: «Печатные книги. Открытие года»; в области: Инженерное дело, технологии и технические науки. Книга:«Материаловедение: дизайн, архитектура в 2 томах».

Расскажите о себе, сделаем просто и стильно – три самых интересных факта об авторе-победителе PROЗНАНИЕ, чтобы с вами познакомиться.

1. Как доктор стал дизайнером. Изначально из всей медицины я выбрала самую ее творческую часть - психиатрию. А в конце 1990-х по объективным причинам оставила медицину и погрузилась в пучины дизайна интерьеров. Ах, как же психиатрическая база помогает мне работать! 

2. Как я стала преподавать. Не как, а когда. Да сразу же, как начала работать в 2000 году. И, конечно, я преподавала психологию дизайна. Учебных программ по дизайну в стране тогда еще не было, их сочиняли люди, хотя бы теоретически близкие дизайну: экономисты, социологи, филологи, психологи, художники, конструкторы... А в моей голове уже тогда подружились психология и искусство. 

3. Зачем я написала свою книгу. Для себя! Мне нужен был такой справочник, а его не было! Пришлось написать. Сначала для себя я систематизировала то, что узнавала. Потом были лекции по предмету «Материаловедение». Ну, а в результате – учебник!

Расскажите немного о книге. Давайте начнем с небольшой аннотации. О чем книга?

Книга «Материаловедение. Дизайн, архитектура» рассказывает об отделочных материалах, применяемых в интерьерах, а также некоторых строительных материалах. Описаны свойства материалов и комплектующих, особенности использования, а в особых случаях - и технологии получения. Особые отличия от подобных изданий: вопросы экологичности материалов, в том числе и пагубное влияние на человека некоторых из них; эстетика материалов, которая порой не выдерживает никакой критики.

С чего вы начали работу над книгой, была ли перед этим статья, диссертация, какая-то отдельная глава?

Сначала была многолетняя работа дизайнером интерьеров. Меня очень смущало, что рынок материалов так стихиен, он насыщен аналогичными материалами с разными названиями, что чрезвычайно запутывает потребителей. И после того, как мне пришлось преподавать предмет «Материаловедение», я начала систематизировать свои практические знания. Помогло первое образование (медицинское), которое позволило разобраться в воздействии некоторых материалов на здоровье человека. До меня этого никто не делал. Второе образование (художественное) помогает оценивать эстетику новых материалов и в каждом отдельном случае чувствовать, что не всякое необычное обязательно эстетичное. Ведь дизайн возник как потребность ГАРМОНИЗИРОВАТЬ среду, а не сделать ее деструктивность или агрессивной или болезненной. Последнее мы часто видим в современном дизайне.

Для кого вы писали книгу, кто, говоря современным языком, целевая аудитория?

Сначала я писала книгу, ориентируясь на взрослых учащихся в системе профессиональной переподготовки. Я до сих пор люблю эту аудиторию! Они обладают сильной мотивацией, у многих высшее образование за плечами, они схватывают, анализируют материал, параллельно сравнивая прежний опыт общения с педагогами. А вот это было отдельным испытанием... В моей первой группе училось несколько педагогов университета! Ох, хорошо, я этого не знала тогда! А теперь учебник активно читают педагоги по всей стране, они по нему преподают! Пишут мне и благодарят. Это чрезвычайно приятно! Я попала в точку!

Над чем в книге было сложнее всего работать, что стало для вас вызовом?

Сложнее всего было создать классификацию стихийного рынка. Здесь помогла аналитичность моего мышления. И отдельное спасибо редакторам и корректорам издательства Инфра-М, которые "подсушили" текст, приблизив его к привычному стилю учебника, а также сподвигли меня на написание практических заданий и вопросов для проверки. В тот момент мне пришло в голову сделать учебник и для СПО и для ВУЗов, поэтому вопросы и задания нескольких уровней, педагог сам решает, какой из них использовать.

Есть суждение, что учебные программы устаревают раньше, чем выпускник выйдет из дверей вуза, а научные открытия делаются все чаще. Как думаете, чем определяется актуальность научного/учебного произведения?

Когда руководство/программа/учебник написаны с большой долей обобщения, они не устаревают очень долго. Много примеров старых учебников, написанных 30 и 40 и более лет назад. Это более относится к гуманитарным наукам, и менее – к точным. Чем меньше мелкой конкретики сегодняшнего дня, тем дольше сохранится актуальность.

То, о чем вы пишете. Сколько времени вы посвятили данному направлению, чем оно вас заинтересовало?

Откровенно сказать, материаловедение не особо интересно для пытливого ума. Проделанную работу я бы назвала скрупулезным систематическим собирательством. Вот мне гораздо интереснее, например, писать книги, которыми я занимаюсь в данный момент.

Скажите, что вы можете сказать о новом поколении профессионалов в вашей сфере? Как бы Вы определили их основной интерес в науке?

Новое поколение умеет учиться быстрее и эффективнее, но не так глубоко, как предыдущие поколения. Но глубина хороша для фундаментальных наук. А для прикладных, по-моему, важнее многофункциональность, широта диапазона компетенций.

Вы планируете написать что-то еще, ждать ли нам новых книг?

Оооо, пишу сейчас параллельно несколько книг! Это книга по цвету, учебник по композиции, руководство по стилям. Уже написана книга «Восприятие и творчество» о психологии восприятия, без знания которой в дизайне делать нечего. И, кстати, не утратившее актуальность за 10 лет пособие «Дизайн-рецепт».

В этом году Инфра-М исполнилось 30 лет. Что вы можете пожелать издательству?

Пожелаю издательству Инфра-М стабильности, востребованности, сохранять высокий профессиональный уровень сотрудников! А также не менять названия!

Приобрести Материаловедение: дизайн, архитектура в 2 томах. Том 1

Приобрести Материаловедение: дизайн, архитектура в 2 томах. Том 2

Прочитать другие интересные работы Елены Борисовны Володиной

Итоги II Международного конкурса PROЗНАНИЕ – больше интересных книг и талантливых авторов

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину