Прохорова Марина Леонидовна об учебнике «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть»

22 апреля 2024
Прохорова Марина Леонидовна об учебнике «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть»
Авторами учебника для студентов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», аспирантов, преподавателей юридических вузов, а также всех тех, кого интересуют вопросы квалификации преступлений «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть» выступили:
Пикин Иван Викторович,
Прохорова Марина Леонидовна,
Головкин Роман Борисович,
Горшкова Наталья Андреевна,
Зарипов Ренат Равильевич,
Зезюлина Татьяна Александровна,
Карлов Илья Викторович,
Колосов Антон Сергеевич,
Михайлов Алексей Евгеньевич,
Пичугин Сергей Андреевич,
Тараканов Илья Александрович,
Шарапов Сергей Николаевич.

Прохорова Марина Леонидовна, профессор кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета (г. Краснодар), доктор юридических наук, профессор, ответила на вопросы об учебнике.

Для каких специальностей и уровней обучения предназначен учебник?

Прохорова М. Л.: Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Вместе с тем он может быть полезным и для обучающихся по специальности 40.05.01» Правовое обеспечение национальной безопасности», а также по направлениям подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат) и 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура), поскольку содержательно охватывает весь курс Особенной части отечественного уголовного права в полном объеме.

Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в учебнике?

Прохорова М. Л.: Повторюсь, что в учебнике в полном объеме охвачена Особенная часть уголовного права России. Он подготовлен в соответствии со структурой, основными разделами и содержанием Особенной части Уголовного кодекса РФ. Структура учебника соответствует системе уголовного законодательства и включает характеристику Особенной части уголовного права Российской Федерации с учетом изменений, внесенных в уголовный закон в последние годы. Собственно говоря, все вопросы, касающиеся уголовно-правовой характеристики тех или иных видов преступлений, проблем их квалификации, являются актуальными, поскольку в своей будущей практической деятельности сегодняшние студенты могут столкнуться с необходимостью расследования и рассмотрения любого преступного посягательства. Вместе с тем, безусловно, особо внимание следует уделять (и это осуществлено в рамках учебника) новым видам деяний, криминализованных в последнее время в связи с динамикой общественной жизни, преобразованием многих сфер жизнедеятельности человека.

Каждое поколение студентов отличается от предыдущего. Как в учебнике вы выстраиваете диалог со студентами, используете ли какие-то особенные формы подачи материала?

Прохорова М. Л.: Любое произведение (художественное, научное, учебное и пр.) – это всегда диалог автора (авторов) с читателем. Конечно, диалогу на уровне учебного произведения свойствен академизм, сдержанность, лаконичность. Мы стараемся выстроить его, учитывая главным образом специфику студенческой аудитории (хотя знакомиться с учебником могут и иные категории читателей – преподаватели, практические работники и др.), и преподнести материал доступно, понятно, без излишней «занаученности», чтобы не вызвать отторжения, неприятия студентами соответствующей материи.

Какие темы из представленных в учебнике обычно вызывают у студентов яркий интерес, а какие воспринимаются с дополнительными усилиями? На чем преподавателю стоит сделать акцент?

Прохорова М. Л.: Обычно повышенный интерес у студентов вызывают такие темы, как «Преступления против жизни и здоровья», «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», «Преступления против собственности» (главным образом вызывают интерес хищения и вымогательство), «Преступления против здоровья населения» (в рамках этой темы живо воспринимаются вопросы уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков), «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (из них – в первую очередь, взяточничество) и нек. др. Как следует из этого перечня, речь идет о достаточно традиционных и распространенных преступлениях.

Тяжелее поддаются усвоению преступления в сфере экономической деятельности, преступления против порядка управления, против правосудия, мира и безопасности человечества. Диспозиции норм, предусматривающих многие из этих деяний, являются бланкетными, от студентов требуется изучение иного законодательства, порой обширного по объему, приложение дополнительных усилий для освоения материала, что по плечу далеко не всем. Преподавателю, конечно же, стоит делать особый акцент именно на таких темах, пытаться вызвать к ним интерес у студентов, подвигнуть к более серьезному и глубокому изучению.

Есть ли в учебнике материалы в помощь преподавателю и студенту?

Прохорова М. Л.: Собственно говоря, весь материал, содержащийся в учебнике, для этого и предназначен. Но дополнительная помощь в том, что в конце каждой темы предложены контрольные вопросы, ответив на которые, студент сможет сам себя проверить, и представлен список дополнительной литературы.

Были ли темы, работа над которыми стала для вас вызовом? Как вы думаете, почему?

Прохорова М. Л.: Вряд ли в данном ракурсе можно говорить о какой-то теме в целом. Но вот рассмотрение уголовно-правового содержания отдельных преступлений, в первую очередь, из числа недавно включенных в уголовный закон, можно расценивать и как своего рода вызов. Ни достаточных исследований в научной литературе, ни практики применения соответствующих норм, ни разъяснений Пленума Верховного Суда РФ – конечно, это осложняло работу.

Какие темы в вашем учебнике представлены наиболее полно, а по каким вы бы предложили учащимся поискать дополнительную литературу? Почему вы решили сделать акцент именно на этих тематиках?

Прохорова М. Л.: Все темы в учебнике рассмотрены достаточно полно. Конечно, наибольшее внимание уделено темам, в рамках которых охарактеризованы преступления, с которыми чаще всего сталкивается правоприменитель и при квалификации которых возникают определенные сложности. Поэтому мы и решили сделать акцент именно на них. Если студенты ощутят недостаток информации по той или иной теме либо у них возникнет желание изучить что-то более детально и глубоко, они могут ознакомиться с предложенными им дополнительными источниками.

Читать учебник в Znanium
Купить бумажную версию учебника

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину