Харченко Вера Константиновна о монографии «Слово и мысль: на один шаг вперед»
Расскажите, почему вы решили написать монографию именно на эту тему? Есть ли проблематика, которая стала основой для данной работы?
С одной стороны, я слушала замечательные лекции академика Татьяны Владимировны Черниговской, в которых говорилось о взаимосвязи точных наук и наук гуманитарных. С другой стороны, было немало отдельных публикаций о том, что между науками и искусством существует теснейшая взаимосвязь, и мое многолетнее чтение самых различных книг подтверждает эту связь. В один прекрасный день мне захотелось проверить, насколько это реально. Так постепенно родилась идея книги «Слово и мысль: на один шаг вперед».
Насколько значимы рассматриваемые в работе проблемы? Каких результатов вы достигли?
Конечно, я рассматривала самые разные вопросы: константы в языке, управление рисками, соединение лозунга метафоры и нарратива, юмор как учебник мышления и др. Но у всех их было и нечто общее: стремление выйти на природу мышления, определить точки сопряжения науки и искусства. Что же касается результатов, то можно сказать об уточнении вектора учебы: как читать книги, зачем их перечитывать, миссия литературы на вырост, воскрешение жизни. Читатель найдет то, что дорого ему.
Какие новые тематики и вызовы рассматриваются в вашей работе?
Достаточно прочитать одну из глав: «Музыка и спорт», «Музыка и цитаты», «Музыка и цифры», «Музыка и парфюмерия», «Музыка и грудные дети», «Романс и сцена», «Математика и музыка», «Музыка и поэзия». Мы перечислили только половину раздела, но и из нее видно, какая новая тематика сквозит в книге». Книга полна вызовов, но это и хорошо. Скажем «Бах и джаз», «Церковь и горение», «Писательство и осязание» - подобные проекции провоцируют приглашение к новому знанию.
Какова практическая значимость монографии? И теоретическая…
Книга открывает новые маршруты в изучении, казалось бы, давно изученных вещей. Например, раздел «Спящие красавицы». Это о возможностях взглянуть с позиций, казалось бы, устаревших, но открывающих новые веяния. Скажем Аристотель – что можно взять у него? «Новые жанры» — это как раз о возможностях сочетать изученное с открытием новых жанров: стихофразы, например. «Парфюмерия и художество» — это о связи творчества художников с парфюм-информацией. «Преподавание и цирк» — это о том, что преподаватель может выступать подчас клоуном.
С теоретической точки зрения масса неожиданных связей, равно работающих на дальнейшее развитие мысли. Обратим внимание на раздел «Теоретическое обобщение», где систематизированы все ранее озвученные проекции. Загадки, колыбельные, пословицы, приметы – во всем этом таится невидимая связь разных вещей, дарующая новый виток мысли.
Студентам каких специальностей Вы бы рекомендовали обратиться к книге?
Для меня это непростой вопрос. С одной стороны, конечно, это будущие филологи, лингвисты, но не только. Так как в книге есть мысли о чтении, то это и педагоги. И вообще, палитра притязаний весьма широкая: здесь и художники, и фотографы, и музыканты, и танцоры, и музейные работники и писатели. Полагаю, что знакомство с содержанием книги может сослужить хорошую службу на открытие новых высот.
Читать монографию «Слово и мысль: на один шаг вперед» онлайн