Яковлев Сергей Викторович о монографии «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования»

20 февраля 2025
Яковлев Сергей Викторович о монографии «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования»

1JrP-tOPGiM.jpg

После окончания Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина стал работать в школе учителем физики. В конце 80-х годов был приглашен на кафедру педагогики в институт, который окончил, и защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Воспитание ценностного отношения к теоретическим знаниям по педагогике у студентов высшей педагогической школы». В 2003 году по совместительству являлся руководителем Центра изучения качества образования при Институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Работая на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, которой руководил академик РАО Виталий Александрович Сластенин, был его заместителем по научной работе, осуществлял научное руководство экспериментальными площадками МПГУ. Также по совместительству сотрудничал со школами, например, работал в общеобразовательной школе № 15 Юго-Западного округа города Москвы и занимал должность педагога-организатора учебно-воспитательной работы. В 2013 году был приглашен на работу в НИИ Семьи и воспитания Российской академии образования на должность заведующего лабораторией комплексного анализа научной информации и по внутреннему совместительству стал заведовать отделом аспирантуры. После глубокой реорганизации структуры научных подразделений РАО вернулся на работу в МПГУ в 2020 году на кафедру теории и практики начального образования.

Также имею второе образование – окончил факультет печати Университета рабкоров имени М. А. Ульяновой при Московской организации Союза журналистов СССР. На протяжении 9 лет являюсь главным редактором научно-педагогического периодического издания «Журнал педагогических исследований» ООО «НИЦ ИНФРА-М». За это время под моим руководством данный журнал вошел в реестр ВАК и стал авторитетным научным изданием. Также осуществляю подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре МПГУ. Являюсь автором более 200 научных работ, 6 монографий. Из них 3 монографии изданы в ИНФРА-М. В настоящее время готовится их переиздание.

В мои научные интересы входит исследование философских вопросов современной педагогики, а также аксиологических проблем воспитания и образования

Расскажите, как были сформированы Ваши научные интересы, и иные интересные факты из Вашей биографии?

Когда после работы учителем в общеобразовательной школе стал ассистентом кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, пришлось столкнуться с упадком интереса студентов к педагогике. Это было связано с объективными социально-историческими процессами того периода, происходящими в нашей стране, и, как следствие, сменой социально-ориентированной образовательной парадигмы на личностно-ориентированную модель образования. Необходимо было найти ценностную основу содержания педагогики как науки и как учебного предмета для дальнейшего эффективного ее развития. Так родилась тема моей кандидатской диссертации и в дальнейшем мне удалось сформулировать и обосновать аксиологическую концепцию общей теории воспитания. Выстроенная оригинальная аксиологическая концепция общей теории воспитания опубликована в моих научных трудах. Первая моя статья на эту тему была опубликована в 2000 году: Яковлев С.В. Разработка аксиологических основ общей теории воспитания как педагогическая проблема // М.Н. Скаткин и современное образование. – Том II. М-лы конфер., посвященной 100-летию Скаткина М.Н. – М.: ИТОиП РАО, 2000. В данной публикации прописаны основные положения общей теории воспитания, основанные на аксиологии, которые во многом сохранились, дополнились и остаются весьма актуальны сегодня. Несмотря на относительно небольшой объем данной работы, считаю ее одной из основных своих научных работ. Теперь неизменно продолжаю развивать это направление научного исследования.

Работать над книгой было тяжело? С какими вызовами Вы встретились и как смогли сделать Ваше произведение действительно полезным интеллектуальным приобретением читателей?

Работать над книгой было легко. Тяжело писать, когда не знаешь, что писать. Когда знаешь, что писать и знаешь, что пишешь, пишется легко.

Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно для общего развития или дополнительного образования?

Книга адресована научным и практическим работникам образования, студентам средних профессиональных и высших педагогических учебных заведений, аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, всем интересующимся современными проблемами педагогической науки и образовательной практики.

Выделите главные мысли, основные идеи произведения.

В монографии изложены новые подходы к воспитанию нравственного компонента базовой культуры личности в системе общего образования. Данные подходы основаны на разработанной и опубликованной в моих работах аксиологической концепции общей теории воспитания. Предложена динамическая модель персональной системы ценностей, развивающаяся в онтогенезе. Раскрыт аксиологический потенциал содержания общего образования, направленный на развитие базовой культуры личности. Обоснован ценностный подход к разработке программы воспитания нравственной культуры учащихся в общеобразовательной школе. Выявлен способ осуществления методов воспитания в языке и стиле педагогического общения, направленного на передачу воспитаннику ценностей нравственной культуры. Впервые предложена аксиометрическая методика диагностики состояния системы ценностей личности, сообразно возрасту воспитанника. Новое издание книги дополнено изложением вопросов формирования социокультурной идентичности в различных институтах воспитания. Определены перспективы практического приложения изложенных концептуальных подходов к развитию современной педагогической науки.

Направление, над которым Вы работаете, — какие у него научные перспективы, какие сейчас стоят вызовы для исследователей?

Научные перспективы аксиологического обоснования воспитания воистину огромны. Сложность практической реализации этой идеи, с одной стороны, состоит в недостаточной готовности аксиологии как философского учения о ценности предложить конкретные инструменты ценностного освоения мира и применимости их к теории воспитания как ее методологической основы, выраженной в закономерностях, аксиологических принципах, методах и критериях оценивания; а также, с другой стороны, неразработанностью психолого-педагогических механизмов усвоения ценностей жизни и культуры, переноса их из общественного сознания в сознание личности. В представленной монографии предложены конкретные практические подходы к разрешению обозначенных теоретических противоречий и рассмотрены перспективы дальнейших исследований в данной области. Вижу развитие обозначенного нового научного направления в решении проблем воспитания социокультурной идентичности, в разработке методов диагностики сформированности системы ценностей личности, в определении ценностного нравственного, гражданского, патриотического потенциала содержания учебного материала сообразного возрасту учащихся и в других «точках роста».

Какие есть смежные с Вашим направлением дисциплины, на которые стоило бы обратить внимание читателям для большего погружения в тему?

Конечно, раскрытие поставленной проблемы в данной монографии потребовало применения междисциплинарного подхода. Данное исследование построено не только на аксиологии как философской теории ценностей, не только на педагогике и ее разделе – теории воспитания, но и на результатах научных исследований в области этики, истории, культурологии, социологии, лингвистики, возрастной и социальной психологии. В исследовании применялся не только междисциплинарный, но и системный, ценностный, цивилизационный, личностно-ориентированный, субъектно-деятельностный, институциональный и другие подходы.

О Вашей дисциплине подробнее: насколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, чтобы новые специалисты становились профессионалами?

В Университете преподаю учебные курсы: «Духовно-нравственное развитие детей», «Духовно-нравственные ценности музеев России и мира», «Ценностно-смысловые основы профессиональной деятельности учителя начальных классов» и другие. Данные дисциплины входят в раздел учебного плана: «Курсы по выбору студентов». Могу отметить, что предметы пользуются большой популярностью у студентов и посещаемость занятий высокая. Это говорит о высокой востребованности получаемых знаний в рамках данных учебных курсов. Студенты часто благодарят за лекцию или за проведенный семинар. Изучение данных дисциплин помогает студентам в период педагогической практики лучше подготовиться к учебным занятиям с учащимися, также практикантам становятся более понятны педагогические условия применения и границы применимости выбранных ими методов воспитания в различных педагогических ситуациях. Практиканты эффективнее выстраивают свое педагогическое общение с учащимися, чувствуют себя увереннее в нестандартных педагогических ситуациях.

Читать монографию «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования» онлайн

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину