Яковлев Сергей Викторович о монографии «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования»

9 сентября 2025
Яковлев Сергей Викторович о монографии «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования»

Ценности нравственного воспитания в современной России: новые подходы в традиционном образовании

Интервью с автором книги «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования», 2-е издание дополненное, М.: ИНФРА-М, 2025, кандидатом педагогических наук, доцентом Московского педагогического государственного университета, главным редактором «Журнала педагогических исследований» Сергеем Викторовичем Яковлевым.

Так много написано и сказано о нравственном воспитании… Казалось бы, говори ребенку: «Веди себя хорошо», поощряй его за хорошее поведение, и станет он нравственным человеком. Что нового можно сказать о нравственном воспитании сегодня?

Да. Вопросы нравственного воспитания в педагогической литературе детально разработаны. В этом состоит сложность поиска нового взгляда на решение данной проблемы сегодня. Общество осуществляло нравственное воспитание еще со времен первобытности. Однако, проблема нравственного воспитания подрастающего поколения актуальна постоянно, поскольку процесс воспроизводства общества и нравственной культуры – непрерывен. Технико-технологический прогресс усложняет общественные отношения, что является причиной постоянного совершенствования методического обеспечения нравственного воспитания. При этом вызовы времени, с которыми сталкивается современная цивилизация, также оказывает существенное влияние на постановку целей и определение содержания нравственного воспитания российских детей и подростков. Изучение процесса нравственного воспитания междисциплинарно. Этот процесс изучался в разные времена многими отечественными и зарубежными учеными: педагогами, философами, психологами, социологами, специалистами в области медицины. Несмотря на ординарность темы, но учитывая ее непреложную актуальность в современном обществе, в представленной читателям книге освещен новый оригинальный авторский взгляд на нравственное воспитание, осуществляемое в системе общего образования, с позиции ценностного (аксиологического) подхода.

Кому адресована Ваша книга?

Второе издание книги «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры в системе общего образования» адресовано научным и практическим работникам образования, студентам средних профессиональных и высших педагогических учебных заведений, всем интересующимся современными проблемами педагогической науки и образовательной практики.

В чем состоит Ваш авторский подход к решению проблемы нравственного воспитания в условиях современного общего образования?

Авторская аксиологическая концепция нравственного воспитания состоит в представлении системы ценностей базовой культуры личности, а также традиционной культуры общества в единстве структурных и содержательных компонентов. Структурные компоненты системы ценностей инвариантны и независимы от исторического периода развития общества, от характера социально-экономических отношений, от политической конъюнктуры и содержания образования. К ним относятся: ценности гармонии и защищенности, свободы и самостоятельности, поступков, законов и правил, качественные свойства, личная/общественна позиция, профессия, передача опыта. Данные структурные компоненты системы ценностей являются ценностными основаниями социальных систем (личности, общества). Наряду с языком общения и привычными сложившимися традициями они составляют основу базовой культуры личности и традиционной культуры общества. Содержательное наполнение структурных (инвариантных) компонентов системы ценностей вариативно и напротив зависит от исторического периода развития общества, от характера социально-экономических отношений, от социальных условий жизни, политической конъюнктуры, содержания образования. Содержательное наполнение структурных элементов системы ценностей определяет личностную индивидуальность, самобытность традиционной культуры общества. Оно же складывает ценностные ориентации, задающие вектор личностного и общественного развития. Содержание ценностных оснований традиционной культуры общества определяется различными формами общественного сознания (философией, моральным, правовым, политическим, религиозным, эстетическим, научным сознанием и др.), складывающими идеологию общества, и усваиваемые системой ценностей базовой культуры личности, определяющей ее индивидуальное сознание и мировоззрение. Различные формы общественного сознания, доминирующие в обществе в определенные исторические периоды, по-разному отражаются в мировоззрении личности как представителя своей исторической эпохи. Она также формируют общественные представления об идеале человека.

Нравственное воспитание в системе общего образования является педагогическим механизмом, обеспечивающим воспроизводство нравственной культуры как элемента базовой культуры личности (наряду с физической, эстетической, правовой, экологической, экономической, информационной, методологической культурой, культурой труда, патриотизма, безопасного поведения и др.), а также морального сознания общества. При этом система нравственных ценностей складывается из структурных элементов: совесть как ценностная категория (определяет допустимую меру, гармонизирующую взаимосвязи человека с собой, с другими людьми и окружающим миром), ценности свободы и самостоятельности нравственного выбора, нравственных поступков (в том числе героический подвиг, как высшая форма их проявления), этические нормы нравственных законов (нравственное кредо, моральный кодекс, правила этикета), ценимые нравственные качества, личная/общественная нравственная позиция, профессиональная этика, нравственный опыт. Их содержание определяется традициями культуры, закрепленными как в народных художественных промыслах и фольклоре, произведениях искусства народов России, светской и религиозной литературе, так и в государственных нормативных документах, например, в Указе Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г., в перечне личностных результатов освоения федеральной образовательной программы учащимися в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования.

Можно ли сказать, что процесс нравственного воспитания развивается согласно определенным закономерностям или он происходит спонтанно?

В книге обоснована возрастная закономерность развития системы ценностей личности, представлена динамическая структура системы ценностей, развивающаяся в онтогенезе. Если кратко, то общая закономерность возрастного развития системы ценностей личности состоит в том, что на различных возрастных этапах развития личности влияние ценностных оснований на развитие персональной системы ценностей меняется на различных этапах онтогенеза. Выявление данной закономерности позволяет определить ценностный контекст содержания образования, эффективно усваиваемый воспитанником определенного возраста; выработать методы воспитания системы ценностей личности на определенных возрастных этапах с учетом объективных закономерностей, открывающих возможности переоценки ценностей человеком; диагностировать его социальную зрелость.

При этом периодизацию возрастного развития ребенка важно рассматривать не в отрыве от периодов развития на стадии зрелости и пожилого возраста (как в педагогике было принято раньше), а в единстве всех этапов онтогенетического развития личности. Именно такой подход в рассмотрении вопросов становления и развития персональной системы ценностей позволяет более отчетливо выразить причинно-следственные связи возрастного развития, обусловленные логикой закономерностей процесса взросления человека, поэтапного движения его к социальной зрелости. Данная закономерность лежит в основе процесса нравственного воспитания личности на всех возрастных этапах взросления человека.

Какие научные выводы следуют из выявленной Вами закономерности?

Исходя из закономерности онтогенетического развития персональной системы ценностей следуют аксиологические принципы воспитания нравственной культуры личности. Из них в книге представлен принцип максимального ценностного потенциала воспитывающей среды культуры.

Переход норм и ценностей культуры во внутреннее содержание индивидуальной системы ценностей возможен, если сама культурная среда — носительница данных ценностей — способна оказать активное влияние на развивающуюся личность. Следовательно, возможность влияния, которое способна оказать социокультурная среда на формирование системы ценностей личности, находящейся на определенном этапе онтогенеза, является ценностным потенциалом воспитывающей социокультурной среды.

Ценностный потенциал воспитывающей среды культуры характеризует конкретную педагогическую ситуацию и рассматривается нами как мера активности педагога (родителя, учителя, воспитателя) и средовых факторов – педагогических условий по переводу ценностных норм культуры из неявного, абстрактного их понимания социумом (выраженного в общественном сознании) в конкретное личностное осмысление и прочувствование воспитанником значения установленных обществом норм культуры (обретение воспитанником их личностного смысла). По нашему мнению, ценностный потенциал воспитывающей среды культуры субъективно характеризует направленность выбора ситуативного поведения из вариантов самореализации личности человека определенного возраста в рамках поля возможностей этой среды, в условиях сложившейся в ней конкретной жизненной или воспитательной ситуации, заданных содержанием ценностных оснований личности.

На основании проведенной опытной работы нами была представлена обобщенная матрица распределений рангов показателей ценностных приоритетов по возрастам, выражающих аксиологические нормы социального развития воспитанника на различных возрастных этапах. Таким образом, принцип максимального ценностного потенциала воспитывающей среды культуры состоит в том, что выбор субъектом способа разрешения проблемной ситуации будет смещен в сторону большего ценностного потенциала социокультурной среды, открывающего возможность максимальной самореализации личности на данном возрастном этапе и обеспечивающего наибольшую актуализацию соответствующих возрасту ценностных смыслов культуры, осуществляющих максимальные возможности развития ценностных оснований личности.

Исходя из матрицы распределений рангов показателей ценностных приоритетов по возрастам выявлен нами аксиологический потенциал содержания общего образования, направленный на развитие базовой культуры личности. Нами впервые определены аксиологические критерии нормирования содержания учебных дисциплин в рамках Государственного образовательного стандарта с учетом различных возрастных групп учащихся, представлено ценностное нормирование образовательного стандарта и ценностное наполнение содержания образования на различных этапах онтогенеза.

Какими новыми методами воспитания нравственной культуры личности обогащает педагогическую практику Ваша аксиологическая концепция?

В книге предложен ценностный подход к совершенствованию методического обеспечения воспитания нравственной культуры личности. При этом ценностный подход реализуется в разработке программы воспитания нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы. Программа построена на последовательности этапов переходов в процессе трансляции ценностей нравственной культуры: а) гуманистической составляющей ценностей и идеалов нравственной культуры общества, б) постановки на базе выделенных ценностных оснований личности целей воспитания нравственной культуры и в) результата воспитания нравственной культуры как компонента базовой культуры личности.

Определены педагогические условия воспитания нравственной культуры учащихся в общеобразовательной школе. Важнейшим условием передачи и усвоения ценностей является выбор педагогом доступной для воспитанника знаковой системы, транслирующей ценностные смыслы. Исходя из определенных нами ценностных оснований личности, в целях ценностной интерпретации и понимания явлений культуры мы предлагаем следующие знаковые системы: язык свободы и самостоятельности, язык гармонии, язык поступков, язык законов и правил, язык личностных качеств, язык принципа, язык профессионализма, язык жизненной мудрости. Освоение человеком вышеперечисленных «языков» понимания ценностей культуры происходит наиболее активно на соответствующих этапах его онтогенетического развития. Другим условием является проектирование педагогом культурной воспитывающей среды с заданными ценностными свойствами. Проектирование педагогом воспитывающей среды с заданными им ценностными нравственными свойствами позволяет ему управлять процессом воспитания, предвидеть результаты развития персональной системы ценностей воспитанников. При этом учащиеся, отражая значимую для них систему отношений, образуемую в практически реализованном педагогом и разработанном им проекте культурной воспитывающей среды, трансформируют внешние объективные требования культурной среды к их личности во внутреннюю систему субъективных отношений воспитанников к миру. Проектируемая воспитывающая среда должна быть полимодальной в ценностном отношении и предоставлять возможности ребенку развиваться в соответствующих направлениях культурной жизни. При этом она должна быть понятной, доступной ребенку (а именно содержать образы, достойные подражания, понятные символы, выражающие гуманные смыслы) и одновременно быть способной привлечь внимание ребенка и увлечь его занятия своей новизной и перспективой саморазвития и самореализации.

В книге также рассматривается осуществление методов воспитания в языке и стиле педагогического общения, направленного на передачу воспитаннику ценностей нравственной культуры. Предложен аксиологический анализ педагогических ситуаций, определение в них ценностных контекстов педагогического общения и ценностно обусловленный выбор методов педагогического взаимодействия с учащимися. В разрешении педагогических ситуаций важным моментом является смысловая интерпретация нравственного поведения воспитанника. Она заложена в основе оценочной деятельности педагога, обусловливает правильный выбор методов воспитания и обучения.

По каким признакам мы можем увидеть эффективность воспитания нравственной культуры у современных детей и подростков – учащихся общеобразовательной школы?

В книге обращается внимание читателей на эффекты практической реализации аксиологической концепции воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования. Выявлен эффект накопительного действия ценностей культуры на результат нравственного воспитания личности. Наши наблюдения и опытная работа в педагогическом вузе показывают, что передача ценностных представлений от человека человеку осуществляется по накопительному принципу. Эффект накопительного воздействия ценностных категорий на формирующееся мировоззрение личности (кумулятивный эффект) осуществляется как в результате рационально-логического сознательного осмысления воспринимаемых ценностей человеком, так и вследствие бессознательного их усвоения. Авторитет учителя способствует рационально-логическому осмыслению воспитанником и личностному принятию им системы общественных ценностей и идеалов. Формирование педагогом персональных ценностей воспитанников может осуществляться наиболее эффективно, если учитель будет пользоваться авторитетом и уважением своих учеников. Именно в этих педагогических условиях педагог может стать действенным посредником между системой общественных и персональных ценностей воспитанников, сможет целенаправленно транслировать общественные ценности в сознание детей, формировать устойчивые ценностные основания личности учащихся.

Также выявлены факторы ускорения и замедления эффекта накопительного действия ценностей культуры. Большое внимание в книге уделено вопросам формирования социокультурной идентичности. Воспитанность личности рассматривается как мера идентичности содержания систем ценностей традиционной культуры общества и базовой культуры личности воспитанника. При этом выделены идентификационные признаки культуры (общий язык, общая система ценностей, общие культурные традиции). В сравнении приведены примеры содержания ценностных оснований русской и китайской культур. Во многом они схожи, но есть и значимая национальная специфика, изучение которой помогает глубже понимать культуры народов. В книге также представлена институциональная модель формирования социокультурной идентичности. Раскрыта роль личности наставника в трансляции ценностей, традиций, языка культуры и формирования социокультурной идентичности.

В книге дано подробное описание авторской аксиометрической методики изучения социальной зрелости личности учащихся общеобразовательной школы как результата воспитания нравственной культуры. Раскрыто понятие аксиометрии как метода анализа состояния системы ценностей личности, основанного на нормировании распределений ее структурных компонентов по личностной значимости на различных этапах возрастного развития. Разработана матрица распределений рангов показателей ценностных приоритетов по возрастам, выражающих аксиологические нормы социального развития личности на различных этапах онтогенеза. Приведены примеры индивидуальных показателей ценностных приоритетов учащихся в сравнении с аксиологической нормой социальной зрелости личности учащихся подросткового возраста (аксиограмма личности). Разработан алгоритм аксиометрического исследования личности и построения аксиограммы. Предложенный в опубликованной книге метод позволяет вскрыть причинность поведения личности, мотивацию человеческой деятельности, осуществлять педагогическое руководство индивидуальной траекторией развития личности и контроль за ее социальной динамикой.

Расскажите, пожалуйста, об истории появления Вашей книги и как широко известен и внедрен Ваш очень интересный и полезный опыт воспитания нравственной культуры личности учащихся в системе общего образования?

Работа над книгой была начата давно. Материал постепенно накапливался, уточнялся и в итоге оформился в данном издании. Первые наработки по книге появились еще в 2005 году на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета. Тогда была построена динамическая модель возрастного развития системы ценностей личности. В дальнейшем работа была продолжена на экспериментальных площадках МПГУ, где модель выдержала практическую проверку и была выявлена закономерность возрастного развития системы ценностей личности (2007-2012). Результаты выполненного экспериментального исследования по теме «Тьюторство как один из факторов персонального сопровождения ученика в образовательном пространстве современной школы и его профессионального самоопределения» были отмечены благодарностью I проректора МПГУ.

Затем, в Институте семьи и воспитания РАО мною проводилась и была завершена плановая научно-исследовательская работа по теме: «Теоретические основания воспитания нравственной культуры детей в системе общего образования». Результаты исследования по данной теме были зарегистрированы в Государственном информационном фонде неопубликованных документов ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (2015). Результаты исследования были также доложены на заседании Ученого совета ФГБНУ ИСВ РАО и рекомендованы к печати. Так в 2016 году появилось первое издание книги «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования». Материалы книги докладывались на заседаниях постоянно действующего методологического семинара по вопросам воспитания, организованным ФГБНУ ИИДСВ РАО под руководством доктора философских наук, академика РАО Г.Н. Филонова, а также на заседаниях Ученых советов Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (2015), Института детства Московского педагогического государственного университета (2022), на Методологическом семинаре МПГУ (2024).

По результатам новых исследований, вошедших во второе переработанное и дополненное издание данной книги, в феврале 2024 года выступил с лекцией на тему: «Социокультурная идентичность: воспитание на базе традиционных ценностей» на Международной выставке-форуме «Россия», проходившей на ВДНХ.

Книга была представлена на конкурсе научных и учебных изданий «Научная вертикаль 2018» в номинации «Общественные (социальные) науки: Педагогика и психология», организованного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», получила Диплом II степени. В 2024 году книга также была отмечена дипломом IX Международного конкурса на лучшую научную учебную публикацию «Академус», организованного Научно-издательским центром «ИНФРА-М», в номинации «Образование и педагогика».

Монография получила известность в различных регионах России и за рубежом (Беларуси, Казахстане, Узбекистане).

Также опубликованы многочисленные научные статьи по тематике данной книги в журналах ИНФРА-М: «Журнал педагогических исследований», «Журнал философских исследований», «Профильная школа» и других журналах.

???? Приобрести бумажную версию монографии «Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования»

???? Читать книгу онлайн на Знаниум 

???? Читать «Журнал педагогических исследований» бесплатно

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину