Тюкавин Александр Иванович об учебнике «Анатомия и физиология человека»

29 апреля 2024
Тюкавин Александр Иванович об учебнике «Анатомия и физиология человека»
Тюкавин Александр Иванович, заведующий кафедрой физиологии и патологии Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета, доктор медицинских наук, профессор, выступил одним из авторов учебника «Анатомия и физиология человека» для учреждений СПО.
— Член правления научного общества патофизиологов Российской Федерации.
— Автор 15 учебников по анатомии и физиологии, патологии и медицине катастроф, а также персонализированной медицины.
— Победитель всероссийских и международных конкурсов на лучшие учебники в номинации «Фармация».
— За выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования удостоен Премии Правительства Санкт-Петербурга.
— За высокие достижения в области фундаментальной медицины удостоен медалей: премии акад. И.И. Джанелидзе, премии акад. Н.Н. Аничкова, а также премии проф. П.М. Альбицкого.


Для каких специальностей и уровней обучения предназначен учебник?

Учебник написан для студентов фармацевтических техникумов по специальности 33.02.01 «Фармация». Он соответствует программе учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» и относится к учебно-методическим изданиям цикла общепрофессиональных дисциплин.

Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в учебнике?

Впервые в нашей стране вышел в свет учебник по анатомии и физиологии человека для СПО фармы, который гармонизирован с учебно-методическими изданиями такого профиля для фармацевтических и медицинских вузов. За счет «вертикальной сшивки» программ этих дисциплин повышается качество подготовки провизоров из выпускников техникумов по ускоренной четырехлетней программе обучения в вузе. Создание учебника является своеобразным ответом высшей школы на вызов современности – динамично совершенствовать подготовку специалистов для фармацевтической отрасли путем формирования у студентов современных междисциплинарных знаний о жизнедеятельности человека. Учебник также позволяет «вооружить» будущих фармацевтов актуальной профессиональной информацией, необходимой для успешного освоения смежных дисциплин медико-биологического блока.

Каждое поколение студентов отличается от предыдущего. Как в учебнике вы выстраиваете диалог со студентами, используете ли какие-то особенные формы подачи материала?

Учебник написан в формате приглашения вчерашнего школьника к познанию строения и принципов функционирования человеческого организма как целостной живой системы. Образовательная цель учебника достигается путем погружения студента на разные «этажи» живой системы, от макроструктур до наномира клетки, привлекая внимание к объектам, которые наиболее часто повреждаются и становятся мишенями для современных лечебных, в том числе лекарственных средств. Имеются все основания надеяться, что учебник «Анатомия и физиология человека» для фармацевтических техникумов станет доброжелательным помощником на пути студентов в современную фармацевтическую отрасль, а также надежным проводником в удивительный мир фармацевтики завтрашнего дня, дверь в который приоткроется им на кафедрах университетов.

Какие темы из представленных в учебнике обычно вызывают у студентов яркий интерес, а какие воспринимаются с дополнительными усилиями? На чем преподавателю стоит сделать акцент?

Студенты проявляют повышенный интерес к темам, которые прямо или косвенно связаны с их личной жизнью или навеяны окружающими их близкими здоровыми и больными людьми. Например, молодых людей обоего пола крайне интересуют вопросы репродуктивной функции человека. Складывается впечатление, что родители и школьные учителя вообще не уделяют внимание половому воспитанию детей. Студенты впервые узнают об особенностях развития и строении половой системы по мужскому и женскому типу. Откровением для них является психологические различия в сексуальном поведении женщин и мужчин. Студенты впервые проникаются пониманием важности здорового образа жизни женщины до и в период беременности. Они неподдельно интересуются физиологическими механизмами родов. Большой интерес студенток вызывает тема возрастной периодизации индивидуального развития ребенка и особенности формирования его вегетативных функций и психической сферы в процессе взросления. Студенты с большим интересом осваивают темы по анатомии и физиологии системы пищеварения, а также физиологии эндокринных желез и иммунитета. Вместе с тем, наверное, в силу сформированного клипового мышления, им трудно даются разделы по молекулярной физиологии и генетики, для освоения которых требуется междисциплинарная абстракция с одной стороны и умение транслировать эти знания для понимания функционирования организма как целостной системы. Представляется, что современному педагогу необходимо шире использовать в своей работе междисциплинарный подход и выступать в качестве своеобразного интерфейса между современными представлениями о живых системах и практической работой выпускников профессиональных учебных заведений.

Есть ли в учебнике материалы в помощь преподавателю и студенту?

Мне хотелось бы ответить на этот вопрос в несколько ином аспекте. Изменения содержания учебников происходят по мере накопления новых фактов в соответствующих областях знаний. Одни положения в науке становятся хрестоматийными, но в учебно-методических изданиях они сохраняются. Другие, по своей актуальности являются приоритетными и выходят на первый план. Такая внутренняя жизнь учебников обеспечивает им долголетие без опасности нарушить связь между научными достижениями и практическим опытом прошлого с инновациями современности. Синхронизированное обновление современных естественнонаучных знаний по анатомии и физиологии человека в системе среднего специального фармацевтического образования в связке с содержанием учебников для высшей школы являлось своего рода механизмом методической интеграции базисной подготовки специалистов для фармацевтической отрасли в едином ключе. Это безусловно помогает студентам не отрываться от достижений прошлых лет, а преподавателям без оглядки на прошлое совершенствовать свои знания, опираясь на информацию, представленную в современных междисциплинарных учебниках.

Были ли темы, работа над которыми стала для вас вызовом? Как вы думаете, почему?

Безусловно, были и есть. В первую очередь, это освоение разделов естествознания, которые, по формальным признакам, не относятся к физиологии, например, геномика, эпигеномика, протеомика и метаболомика. Со временем в научном сообществе приходит понимание, что с позиции целостного организма эти разделы естествознания являются лишь отражением уровня морфофункциональной организации живой системы под названием – человек разумный. Второе, что вызывает методологические трудности – это нелинейность внедрения естественнонаучных достижений в практическую деятельность специалистов здравоохранения. Если фармацевтическая отрасль в течение двух прошедших десятков лет вышла на мировой уровень, то практическая медицина, в силу разных объективных и субъективных причин существенно отстает. Следует ожидать, что кардинальные перемены в здравоохранении могут произойти после модернизации ее парадигмы с реактивной на персонализированную и прецизионную модель охраны здоровья.

Какие темы в вашем учебнике представлены наиболее полно, а по каким вы бы предложили учащимся поискать дополнительную литературу? Почему вы решили сделать акцент именно на этих тематиках?

Представляется, что наиболее поверхностно, скорее в ознакомительном плане, представлены разделы, посвященные современной методологии медицины. Новая концепция здравоохранения, известная как персонализированная и прецизионная медицина – ППМ, отводит ключевую роль не столько лечению развившегося заболевания, сколько молекулярно-генетическому прогнозированию его возникновения. Предполагается, выявлять молекулярно-генетические маркеры и механизмы, запускающие первично хронические болезни (сахарный диабет, гипертоническую болезнь и др.) и, самое главное, создавать целевые лекарства, которые будут блокировать ключевые патологические процессы до появления симптомов болезни. С этих позиций, глубокое познание молекулярно-генетического мира клетки и организма в целом становится не модным увлечением, но фундаментом для дальнейшего совершенствования системы охраны здоровья в нашей стране и в мире.

Читать учебник на Znanium
Купить бумажную версию учебника

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину