Поляков Олег Маратович о монографии «R-лингвистика»

22 мая 2024
Поляков Олег Маратович о монографии «R-лингвистика»

Расскажите, как были сформированы Ваши научные интересы, и иные интересные факты из Вашей биографии?

Мои научные интересы сформировались под влиянием работ в области управления космическими аппаратами и попытками каким-то образом автоматизировать этот процесс.

Расскажите немного о себе, какие дисциплины исследуете или преподаете, и чтобы сделать интервью ярче – три самых интересных факта о Вас.

Лучшим ответом на этот вопрос было бы: «Что исследую, то и преподаю». Но жизнь всегда вносит коррективы, так что кроме тематики этой книги я читаю теорию алгоритмов, кое-что из математики и так, по мелочи, связанное с информационными системами.

Работа над книгой – было тяжело? С какими вызовами Вы встретились и как смогли сделать, чтобы Ваше произведение стало действительно полезным интеллектуальным приобретением читателей?

Я никогда не собирался писать эту книгу. Мне казалось это не важным. Однако в какой-то момент времени я стал замечать, что мои возможности по использованию свободного времени кто-то неуклонно сокращает. И это был явно целенаправленный процесс. Именно тогда мне стало ясно: надо что-то выполнить длительное и тяжелое. Писалась книга очень тяжело, но нужно признать: дюжину счастливых моментов она подарила.

Сейчас многие стараются что-либо сделать и не многие — понять. Сейчас время технологий, а не моделей. Но эти темные времена скоро пройдут, и мы снова начнем получать интеллектуальное удовольствие от понимания. Сознание — большая сластена, но не так много людей знает, какое удовольствие можно получать от познания. Я верю, что когда-нибудь даже в министерстве образования поймут, что образование — это формирование у человека модели мира в некоторой области, а не натаскивание на неких компетенциях. Эта вера как раз связана с искусственным интеллектом. Именно он вынудит некоторых из нас вернуться к нашей сильной стороне — моделированию, потому что мы заведомо проигрываем ему в технологической области, основанной на информированности.

Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно, для общего развития или дополнительного образования?

Как можно понять из предыдущего текста, в этой книге вы не найдете компетенций, но вы найдете модели, а именно, модели работы сознания. Тот, кто хочет понять, как работает сознание, откуда берутся эти интеллектуальные задачи, типа распознавания образов, языка и т.п., как они используются и какие к ним возникают требования, определенно должны хотя бы полистать эту книгу. Это не фундаментальное исследование. Бог — далеко не простой парень, так что его творение в виде нашего сознания совсем не очевидно и что-то фундаментальное в этой области, думаю, появится очень нескоро.

Эта книга может вызвать интерес у тех, кто занимается искусственным интеллектом. Любопытные от теории баз данных также могут увлечься некоторыми частями этой книги, поскольку здесь фактически представлена новая модель данных. Конечно, это было бы очень интересно лингвистам. Поскольку какой-то серьезной подготовки для чтения не требуется, читателем может стать любой любопытный человек. Для подобных читателей я специально ввел главу с необходимыми начальными сведениями.

И снова о Вашей книге – расскажите о ней, выделите три главные мысли, основные идеи произведения?

Среди разных мыслей в книге есть самая важная. Она заключается в том, что главным средством нашего человеческого выживания во вселенной является умение предсказывать события лучше, чем это делают другие, то есть быть дальновиднее других. Предсказание — это наши иголки ежа, панцирь черепахи, яд змеи, скорость гепарда и прочее. Если вы поймете, как происходит предсказание такого качества, то всё остальное будет вытекать от этого. Предсказание не может существовать без модели, ибо оно является её продуктом, поэтому главная проблема в изучении сознания - понимание того, как оно моделирует окружающий мир.

Направление, над которым Вы работаете – какие у него научные перспективы, какие сейчас стоят вызовы для исследователей?

У меня сейчас два научных интереса. Первый связан с коммуникативной семантикой. Возможно, наконец, удалось найти способ ее формализации.

Второй интерес связан с формированием пространства в сознании человека и животных.

А какие есть смежные с Вашим направлением дисциплины, на которые стоило бы обратить внимание читателям для большего погружения в тему?

Когда R-лингвистика была практически сформирована как научное направление, я неожиданно открыл для себя ее естественную связь с аналитической философией и, прежде всего, с работами ее основоположника Людвига Витгенштейна. Я думаю, что аналитическая философия, пожалуй, самая достойная и интересная «смежная» дисциплина, которая без сомнения поможет лучше погрузиться в тему.

О Вашей дисциплине подробнее – насколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, на Ваш взгляд, чтобы новые специалисты становились профессионалами?

Интеллект и ум — слова-синонимы. Сегодня учебные программы высшей школы, следуя веяниям времени, переполнены дисциплинами типа: «ИИ в юриспруденции», «ИИ в экономике» и тому подобное. Замените ИИ на УМ, и вы поймете, в чем состоит проблема. Это одна сторона медали для непрофильных с позиций кибернетики ВУЗов.

Профильные ВУЗЫ, напротив, преподают массу конкретных дисциплин, связанных с созданием и использованием частных методов ИИ: кто-то углубляется в изучение текстовых систем ИИ, кто-то — в системы обработки изображений, кого-то интересует распознавание образов и т.д. Вместе с тем, для тех и других очень важно дать общий взгляд на возникновение и связь между собой различных задач ИИ. Вот этот пробел и может заполнить общетеоретический курс, построенный на материалах предлагаемой книги.

Пожелайте что-то Вашим читателям, пару слов для будущих профессионалов, которые сейчас проходят нелегкий путь освоения знаний!

В современном мире поиск для найма людей, обладающих хорошими моделями предметной области, стал доходным бизнесом. Кроме того, при создании последних версий ИИ типа GPT4 было замечено, что некоторые люди (которых назвали «промптами») при взаимодействии с ИИ резко увеличивают его эффективность работы. По-видимому, эффективность работы и самих таких людей также существенно увеличивается при взаимодействии с ИИ, поскольку он берет на себя массу рутинной работы. Этих наставников совсем не обязательно отличает глубокое знание устройства систем ИИ. Их отличает хорошее знание предметной области, то есть целостная модель области, в которой они взаимодействуют с ИИ. Стоимость найма этих людей уже сейчас в разы отличается от стоимости «обычных» специалистов. Но промпты — это представители модельного образования, случайно сформировавшиеся в технологическом мире.

Так как же стать профессионалом будущего? Станьте промптом — вот простой ответ.

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину