Панищев Алексей Леонидович об учебном пособии «История религий России»

26 сентября 2024
Панищев Алексей Леонидович об учебном пособии «История религий России»

Учебное пособие по дисциплине «История религий России» подготовлено в силу комплекса причин, среди которых выделим формальные и сущностные – обе группы взаимосвязаны. Формальные причины ориентированы на Поручение Президента России 4 ноября 2022 г. О введение данной дисциплины в систему вузовского образования. Сущностные причины обусловлены комплексом культурологических обстоятельств, связанных с рядом геополитических факторов. Учебное пособие призвано объяснить цивилизационные, мультикультурные, этические основы России в религиозном измерении. Среди рецензентов данного пособия есть как представители православного священства, так и мира ислама. Этот факт уже сам по себе подчёркивает важность добрых, конструктивных взаимодействий между различными мировыми религиями.

Светскому человеку может показаться, что учебное пособие «История религий в России» обращено исключительно к защите этических норм, защите традиционных духовных ценностей, постулируемых в мировых религиях. Безусловно, это также присутствует, тем более без этической компоненты религия легко превратится в секту. Однако нельзя всю духовную, религиозную жизнь сводить к некому этическому кодексу коммуниста. Духовная жизнь включает в себя нормы морали и нравственности, однако значительно их превосходит. Религия не только регулирует взаимодействия между людьми, но также отношения между человеком и Богом, содействует созиданию человеческой личности, безотносительно социальных или естественнонаучных реалий.

Одна из задач учебного пособия «История религий России» состоит в развитии межрелигиозных отношений в России в духе добротолюбия и взаимного уважения.

Не смотря на то, что в названии данного пособия фигурирует слово «история», значительное внимание уделено догматическому богословию. Всегда важно помнить, что религия характеризуется, прежде всего, не поведением отдельно взятых её представителей, не особенностями отношений с государственной властью, а собственно вероучением. Верующему человеку важно не только иметь искреннюю веру, но и понимать то, что он исповедует. И.А. Ильин в труде «Аксиомы религиозного опыта» подчеркнул то, что акт и содержание веры должны гармонировать друг с другом, иначе мы можем оказаться либо перед слабой формальной ни к чему не обязывающей верой, либо перед фанатизмом. Человеку, который называет себя верующим, необходимо понимать основы той религии, которой он придерживается. Так, православному человеку необходимо наизусть знать и уметь объяснять Символ веры (Никео-Цареградский). Не менее важно в своей повседневной жизни следовать правилам, нормам той религии, которую исповедуешь; слова должны соответствовать делам.

Есть ли в представленном пособии пробелы, темы, которые не получили освещения. Думаю, что есть. Так, на фоне отдельных глав, посвящённых христианству, исламу, буддизму, почти нет информации по иудаизму. Увы, времени на подготовку пособия у меня было мало, так что пусть в Израиле не обижаются. Если буду жив, то в следующем переиздании уделю внимание иудаизму. Более того, в России есть и местные языческие верования, шаманизм... тем не менее я ориентировался на мировые религии.

Также следует учесть, во-первых, то, что студентов не следует перегружать и учебное пособие по зачётной дисциплине, изучаемой в течение одного семестра, не должно быть большим, я бы ограничил объём такой книги примерно 200 страницами. Во-вторых, это пособие будет изучаться студентами, осваивающими разные специальности, для которых история религий или религиоведение не являются профильными предметами, поэтому особая сложность и детальность тут неуместны. В моём учебном пособии «История религий России» объём составляет 188 страниц. Слишком сложным я бы это пособие не назвал, хотя и к лёгким его тоже не отнесёшь, особенно с учётом большого внимания к категориальному аппарату. Тем не менее освоение категорий, особенно абстрактного характера, необходимо для полноценного развития мышления человека.

Самое главное то, чему должно учить пособие «История религий России», так это отношениям между людьми на основе любви. Апостол Павел в Послании к Коринфянам подчёркивал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится; не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится; а теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Всегда важно помнить, что любить может чистое целомудренное сердце, поэтому так важно беречь честь смолоду, осмысливать и защищать великую ценность духовного благочестия. Честь есть то, что важней жизни. Религия учит не физическому выживанию скотины, а духовному спасению человека. Государство же призвано защищать честь человека, всё то, что позволяет ему относить себя к людям, речь о целомудрии, доброте, ответственности. Все эти качества критично необходимы для любви, переживание которой позволяет индивиду быть человеком.


Читать учебное пособие онлайн: https://znanium.ru/catalog/document?id=450640

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину