Остапенко Андрей Александрович о монографии «Лагонакское нагорье»

20 марта 2025
Остапенко Андрей Александрович о монографии «Лагонакское нагорье»
cpwjDPC6p-4.jpg
Остапенко Андрей Александрович, кандидат географических наук, доцент кафедры нефтяной геологии, гидрогеологии и геотехники, Кубанский государственный университет.

Научные интересы, основные тематики и направления: геоморфология, карстоведение, спелеология, краеведение.

Расскажите, как были сформированы Ваши научные интересы и поделитесь с читателями интересными фактами из Вашей биографии.

Все началось со школьной библиотеки, где я взял книгу Р. Кастере о пещерах. Интерес не угасал, но пещер в окрестностях Геленджика, где я тогда жил, просто не было. Позже семья переехала в Сочи, и в 1983 году на автобусной остановке я увидел то, о чем мечтал — объявление о наборе в секцию спелеологии. Так как секция была при Сочинском отделении Русского географического общества, то и уклон там был скорее исследовательский, чем спортивный. Прочитал тогда много книг о карсте и пещерах, участвовал в исследованиях пещер. После армии осознанно пришел учиться на географический факультет Кубанского государственного университета, так как там работал С. П. Лозовой, один из немногих на тот момент местных ученых, занимавшихся изучением карста. На втором курсе опубликовал первую научную работу о микроклимате пещер в соавторстве со своими преподавателями, С. П. Лозовым и М. А. Будовской. Защищал дипломную работу по собственноручно добытым материалам, позже под руководством профессора Ю. В. Ефремова защитил кандидатскую диссертацию о пещерах в сульфатных отложениях Западного Кавказа. В круг научных интересов попадали не только карст и пещеры, но и экология, охрана природы, педагогика.

Расскажите немного о себе: какие дисциплины исследуете или преподаете? Какие три самых интересных факта о Вас можете раскрыть читателям?

Дисциплины приходилось преподавать самые разнообразные, иногда и неожиданные. В целом главная любовь — это преподавание дисциплины «Общая геоморфология» и проведение полевых практик по геодезии, общей геологии и геоморфологии. Там теория подкрепляется объектами и явлениями на местности, там иногда удается почувствовать себя первооткрывателем реального интереса студентов к предметам, которые они «проходили» до выезда на практику.

Первый интересный факт — это здоровье. Я был достаточно болезненным в детстве, не занимался никаким спортом, но сейчас в свои 59 продолжаю совершать длительные путешествия под рюкзаком и занятия спелеологией, в том числе и в вертикальных пещерах. Полагаю, что меня поддерживает любопытство к окружающему миру.

Второй факт — мне почему-то нравится преподавать, было и есть достаточно много интересных предложений бросить ВУЗ, заниматься гораздо более прибыльным трудом, но хочется быть со студентами и передавать им свой опыт и знания.

Третий факт — 42 года увлечения спелеологией и карстоведением, сам удивляюсь, почему мне не надоело это все...

Работать над книгой было тяжело? С какими вызовами Вы встретились и как смогли сделать Ваше произведение действительно полезным интеллектуальным приобретением читателей?

В этой книге мы с О. Ю. Крицкой собирались писать отдельные главы, посвященные геологическому строению и карсту. Но в итоге мы оказались вовлеченными и в написание остальных глав, в том числе благодаря тому, что всегда интересовались не только карстом, но и остальными геоморфологическими процессами и другими природными явлениями. Этому способствовала и наша обширная коллекция фотографий различных мест Лагонакского нагорья, которое я посещал с 1986 года. Сначала казалось, что мы пишем «всем известные» тривиальные вещи, потом поняли, что накопленный нами за десятилетия материал вовсе не очевиден для остальных людей, интересующихся природой этих мест.

Самым интересным вызовом стало название книги, заявленное Ю. В. Ефремовым. Есть книга с таким же названием под авторством С. П. Лозового, изданная в 1984 году по материалам геоморфологических учебных практик. Ее читало и использовало несколько поколений студентов географического факультета КубГУ, краеведы и туристы. Если нам удастся приблизиться к успеху этой книги — мы не зря работали.

Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно для общего развития или дополнительного образования?

Книга рассчитана на географов, геоморфологов и любителей природы, посещающих Лагонаки или изучающих природу Западного Кавказа. Если в темах этой книги разберутся экскурсоводы и гиды-проводники, привозящие туристов на Лагонаки, то это позволит им опираться на достоверную информацию. Школьные учителя, включающие элементы краеведения в свои занятия, тоже могут ей воспользоваться, в том числе и в школьном предмете «Кубановедение», который преподается на территории Краснодарского края.

И снова о Вашей книге: расскажите о ней, выделите три главные мысли основные идеи произведения.

Как и многие подобные книги, «Лагонакское нагорье» демонстрирует главную мысль о разнообразии природы гор, в том числе и в проявлениях геоморфологических процессов.

Вторая мысль — это возможность находить нечто новое в достаточно густонаселенном регионе Российской Федерации.

Третья мысль, которая наверное должна возникнуть у читателей — это уникальность природы Лагонакского нагорья, большая часть территории которого входит в состав особо охраняемых природных территорий.

Направление, над которым Вы работаете, — какие у него научные перспективы, какие сейчас стоят вызовы для исследователей?

Рельеф, который мы изучаем и описали в этой книге — это литогенная основа, на которой развиваются ландшафты и экосистемы. Изменяя рельеф, мы изменяем ландшафт, и наоборот. Ряд геоморфологических процессов и созданных ними объектов можно изучать простейшими методами на уровне XIX века, можно привлекать современные методы, и все это ложится в копилку знаний о планете Земля.

Какие есть смежные с Вашим направлением дисциплины, на которые стоило бы обратить внимание читателям для большего погружения в тему?

Различные географические дисциплины могут с успехом использовать сведения из этой книги, их список может быть достаточно обширным. Она также окажется полезной экологам и биологам. Возможно применение сведений в «Общей геологии» ну и конечно в такой прикладной дисциплине как «Инженерная геология».

О Вашей дисциплине подробнее: насколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, чтобы новые специалисты становились профессионалами?

Геоморфология по традиции советской школы, оказалась ближе к геологии, чем к географии, хотя в большинстве стран Мира ее относят к физической географии. В отличие от экзогенных геологических процессов, геоморфолога изначально интересовал результат — облик земли, а от облика переходили к процессам, способным создать такой рельеф. Геоморфология — обязательная часть геологических отчетов и описаний листов геологической карты. Прикладное значение геоморфологии в геологических исследования кажется недооцененным. Так что у немногочисленных геоморфологов хорошие перспективы развития во взаимодействии со смежными науками.

С какими проблемами сталкивается ученый сегодня в своей работе и какой хотелось бы помощи от государства, научного сообщества, научно-образовательных издательств?

Направления исследований, не приносящие быстрого экономического или медийного эффекта, часто имеют проблемы с финансированием. Мечты о новом оборудовании могут отодвигаться в далекую перспективу. В итоге легко скатиться в режим «наука как хобби». Возможность взаимодействия с издательствами вновь открывает накопленную информацию широким научным кругам. побуждает авторов к более активной научной работе.

Как Вы считаете, что отличает сегодня настоящее научное знание, как работать с данными, чтобы добиваться достоверности и точности в своих исследованиях?

В более-менее узких сферах науки трудно проводить информационный поиск среди изобилия источников. Их очень много, особенно если пользоваться источниками на иностранных языках. Так что период «детства» у молодого ученого может затянуться пока он осознает уровень науки, которую выбрал. Принципы научных исследований не поменялись: есть своя информация, есть признанные в научной среде источники и ссылки на них — есть достоверность. На точность и достоверность публикаций влияет также время ее подготовки и возможность тщательной проверки материалов. Достаточно много примеров публикаций с большим количеством ошибок и неточностей, нередко это результат спешки.

Пожелайте что-то Вашим читателям — пару слов для будущих профессионалов, которые сейчас проходят нелегкий путь освоения знаний.

В первую очередь надо организовать свою жизнь так, чтобы оставалось время для нормального изучения базовых предметов по специальности чтобы понимать их в целом. Проведите хронометраж своего времени, оцените объем времени, которое проводите в соцсетях и мессенджерах. Сократите его. Значительная часть студентов успешно «сдает темы», но не осознают предмета в общем. Найдите не очень толстый учебник по предмету и прочитайте его целиком в качестве научно-популярной книги в начале изучения предмета, потом изучайте темы по методике, предлагаемой преподавателем. Ваш уровень понимания, ваши вопросы и ответы его приятно удивят. Предложения преподавателя о совместной научной работе могут в свою очередь удивить вас, для этого не нужно быть отличником. Именно чтение книг по специальности создает устойчивое и комплексное понимание предметов. На это сейчас способны считанные проценты студентов. Именно они будут развивать науку и создавать основу для работы остальной армии профессионалов в этой области.

Читать монографию «Лагонакское нагорье» онлайн

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину