Не бояться превращать фантазии в теорию и практику. Интервью с призером Академуса Иванюженко Андреем Борисовичем

Интервью с Иванюженко Андреем Борисовичем – призёром VII конкурса «Академус». Книга «Источники и формы права в современной финансово-правовой науке» заняла на конкурсе 2 место в номинации «Юридические науки».
Иванюженко Андрей Борисович - кандидат юридических наук, доцент СЗИУ РАНХиГС. Автор 3 монографий, многочисленных статей и соавтор 2 монографий по финансово-правовой тематике. В качестве эксперта привлекался к деятельности КСП СПБ, в качестве консультанта участвовал в деятельности адвокатских коллегий, следственных органов Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной налоговой полиции РФ.
Расскажите немного о себе, какие дисциплины исследуете или преподаете, и чтобы сделать интервью ярче – три самых интересных факта об авторе-победителе конкурса «Академус»?
Преподаю более четверти века Финансовое право, Налоговое право, до недавнего времени преподавал Банковское право. Увлекаюсь культурологическими аспектами права, обращаю внимание на проблематику филологии при создании и толковании правовых конструкций, в последнее время стал заниматься использованием методологии точных наук в регуляции правовой деятельности.
Работа над книгой – было тяжело? С какими вызовами вы встретились и как смогли сделать, чтобы ваше произведение стало действительно полезным интеллектуальным приобретением читателей?
В процессе подготовки своего раздела книги "Ненормативные регуляторы в механизме правового регулирования финансовой деятельности государства" у меня была идея, над которой я долго размышлял наблюдая ее реализацию в практике. Поэтому, я предложил организаторам проекта к рассмотрению эти идеи. Спасибо им, что они были признаны состоятельными и требующими изложения с последующей публикацией.
Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно, для общего развития или дополнительного образования?
Книга может быть полезна всем кто ее держит в руках. Но в первую очередь состоявшимся и начинающим специалистам в области экономики, финансов и права.
И снова о вашей книге – расскажите о ней, или, если можете, выделите три главные мысли, основные идеи произведения?
Я исходил из того, что регуляция финансовой деятельности нормативными актам не всегда дает нужный результат из-за того, что его оценка носит вероятностный характер, а эксперимент, как метод исследования в регуляции финансов встречается крайне редко (исключение законодательство "о налоговых экспериментах"). В связи с этим методология регуляции финансовых правоотношений порой использует кроме традиционных в теории права предписаний, запретов, содержащихся в нормативно-правовых актах и дозволений редко встречающиеся в практике рекомендации и поощрения. Таким образом система управления ориентированная на бинарную логику "ДА"/ "НЕТ" (разрешено/запрещено) дополняется управленческим решением "рекомендовано", что в целом соответствует методам заимствованным из т.н. "нечеткой логики" : "ДА"/ "возможно" / "НЕТ". В результате, в регуляции финансовых правоотношений возникает множество актов разного уровня имеющих управленческое воздействие но формально не являющихся нормативно-правовыми (от писем Банка России, Ежегодных посланий Президента РФ до Рекомендаций межправительственных финансовых организаций и санкций т.н. "недружественных России стран"). Данные документы не обладают формальными признаками нормативно-правового акта но требуют реакции на него в деятельности субъекта которому они адресованы. Разобраться в их влиянии на регуляцию финансовых отношений - я рассматривал в качестве основной задачи своей работы.
Направление, над которым Вы работаете – какие у него научные перспективы, какие сейчас стоят вызовы для исследователей?
Достаточно долго работаю над исследованием проблем, посвященных месту института пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в правовой регуляции финансовой системы России. Проблемы которые стоят перед исследователями - это оценка деятельности созданного Социального фонда как элемента финансовой системы; регламентация актуарной деятельности Фонда, создающей предпосылки для создания стабильной "пенсионной формулы", выявление содержания страхового интереса застрахованных; культурологические проблемы, отличающие российское общество в пенсионных отношениях от иных культур; функциональное предназначение пенсий, как обязательств России как "социального государства", и одновременно - как средств распределяемых через бюджет Социального фонда, и множество связанных с этим проблем.
А какие есть смежные с Вашим направлением дисциплины, на которые стоило бы обратить внимание читателям для большего погружения в тему?
Если одним из принципов финансового права традиционно рассматривается "экономическая обоснованность", а принципами "финансов" (как науки) - правовая регламентация, то исследователю финансового права невозможно не учитывать дисциплины управления экономическими процессами (по меткому выражению одного из литературных героев, "деньги не мыши и сами собой не размножаются"). Необходимо также учитывать культурные предпосылки влияющие на поведение участников финансовых правоотношений.
О вашей дисциплине подробнее – на сколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, на ваш взгляд, чтобы новые специалисты находили себя в жизни, становились профессионалами, учеными, преподавателями?
Финансовое право и связанные с ним институциональные дисциплины (Бюджетное право Налоговое право, Банковское право, Страховое право) будут всегда востребованы. Поэтому я обычно говорю студентам-юристам, что при прохождении курса Налогового права ошибочно думать, что исчисления налогов в организации - профессиональная функция бухгалтера. Кроме того, при изучении этой дисциплины требуется более предметно подходить к системному анализу ,т.к. Финансовое право, по моему убеждению, регулирует сложные системные институциональные отношения взаимосвязанные друг с другом. Из-за этого я скептически отношусь к идеям коллег рассматривающих в процессе обучения студентов Финансовое право как "пиццу разрезанную на куски", где каждый из изучаемых институтов независим друг от друга.
С какими проблемами сталкивается ученый сегодня в своей работе и какой хотелось бы помощи: от государства, научного сообщества, научно-образовательных издательств?
Идеи должны быть востребованы и обсуждаемы. Даже если в последующем они будут отвергнуты. Некоторое недопонимание создает требования наукометрии (в частности, разделение периодических рецензируемых журналов на квартили).
Работаете над чем-то еще сейчас, или, может быть, в планах какой-то новый интересный проект учебника, монографии, статьи?
Поскольку, по моим наблюдениям, сегодняшнее поколение студентов в своей массе не только не читает, но даже не смотрит ярких примеров советского/российского кинопроката, у меня есть идея учебного проекта "смотри - думай - решай", объединяющего развитие личности на примерах нравственного поведения героев и изучения предмета. Он требует методологической проработки, содержательного наполнения и только после этого рецензирования и предложения к публикации.
Пожелайте что-то вашим читателям, пару слов для будущих профессионалов, которые сейчас проходят нелегкий путь освоения знаний!
Не бояться превращать фантазии в теорию и практику.
Иванюженко Андрей Борисович на ЭБС Znanium
Результаты VII конкурса «Академус»
Больше интересного по юриспруденции и праву