Леонова Ирина Владиславовна об учебном пособии «Коррекционная ритмика в образовательном пространстве»

2 ноября 2025
Леонова Ирина Владиславовна об учебном пособии «Коррекционная ритмика в образовательном пространстве»

Научные интересы: развитие коммуникативных навыков и активизация речи у детей с ОВЗ, в том числе РАС (расстройства аутистического спектра); развитие системы комплексной помощи детям с РАС в России; развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в России; социализация детей и подростков с РАС.

Расскажите, как были сформированы Ваши научные интересы, и иные интересные факты из Вашей биографии.

Более 20 лет я помогаю детям с РАС научиться общаться: овладеть коммуникативными навыками, усвоить АДК, начать говорить. Но оказалось, что аутичным детям недостаточно индивидуальных логопедических занятий для успешного освоения речи. Именно это побудило меня вместе с единомышленниками организовать систему коммуникативных групп, где созданы условия для закрепления коммуникативных и речевых навыков.
Со временем наша инициатива объединяла все больше людей и переросла в Ассоциацию «МИР ОБЩЕНИЯ».
Мне посчастливилось учиться и работать вместе с настоящими экспертами в комплексной реабилитации и системной помощи детям с РАС. Именно эти знания и собственный практический опыт передаю теперь студентам и специалистам, повышающим квалификацию.

Расскажите немного о себе: какие дисциплины исследуете или преподаете? И чтобы сделать интервью ярче — три самых интересных факта о Вас.

В родном МГПУ ИПКР, где я сама когда-то училась, теперь преподаю и передаю опыт студентам. Я считаю, что помимо теоретических знаний, очень важно передавать студентам и молодым специалистам гибкость мышления и педагогический оптимизм. Поэтому обязательно включаю в курсы обучения практические примеры, разборы кейсов и тренинги. Именно это дает возможность погрузиться в среду, научиться смотреть на мир глазами ребенка, находить общий язык с любым, даже непростым учеником, быстро ориентироваться и находить оптимальный выход из сложных ситуаций.

Именно таким образом я строю работу по всем дисциплинам:
— Диагностика коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
— Системы альтернативной и дополнительной коммуникации в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
— Особенности психофизического развития детей и подростков с расстройствами аутистического спектра;
— Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Интересные факты:
Я сочетаю работу в школе, руководство Ассоциацией и преподавание в университете. Это непросто, но помогает не терять практическую квалификацию, постоянно сверяться с запросами специалистов и передавать знания тем, кто в этом нуждается.
Знаю более 100 коммуникативных и народных игр для ребят с ОВЗ любого возраста.
Являюсь автором методического пособия «Альбом для логопеда» (Изд. «АСТ», 2020 г.).

Работа над книгой: было тяжело? С какими вызовами Вы встретились и как смогли сделать, чтобы Ваше произведение стало действительно полезным интеллектуальным приобретением читателей?

Над книгой работала целая команда авторов под чутким руководством Гульнары Рустэмовны Шашкиной — кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».
Особенно ценно, что в книге собраны рекомендации по организации занятий коррекционной ритмикой для детей с разными особенностями развития.

Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно для общего развития или дополнительного образования?

Профессиональная помощь детям с ОВЗ, особенно с РАС (расстройствами аутистического спектра) становится все более актуальна. В связи с новыми федеральными стандартами (ФГОС) дети с РАС получили возможность обучаться в инклюзивной среде по индивидуальной программе, в которую входит поддержка специалистов: учителей-логопедов, учителей-дефектологов. Также крайне актуальна ранняя помощь детям, находящимся в группе риска по возникновению РАС.

Для эффективной помощи ребенку с РАС специалисту необходимо овладеть дополнительным объемом знаний и практических навыков, среди которых особое место занимают групповые занятия по развитию коммуникативных навыков и речи — «Коррекционная ритмика».
В качестве первичных нарушений выступает ряд психологических характеристик: особенности восприятия и мышления, трудности в социальном взаимодействии и коммуникации (как речевой, так и неречевой), а также узость и ограниченность интересов и часто повторяющихся форм поведения (стереотипов).

Условием успешного взаимодействия с ребенком с РАС, а также помощи родителям и коллегам является комплексный системный подход, включающий качественную диагностику, учет особенностей ребенка при организации деятельности, а также комплексную программу реабилитации и социальной адаптации ребенка и психологическую и методическую помощь родителям.
Практическая направленность пособия позволит слушателям ознакомиться с технологиями стимуляции коммуникативной и речевой активности и стратегиями успешного взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра, а также получить практические навыки по организации групповой работы с детьми, имеющими РАС и другие ментальные нарушения.

А какие есть смежные с Вашим направлением дисциплины, на которые стоило бы обратить внимание читателям для большего погружения в тему?

Специалистам будет крайне полезно узнать о сенсорной интеграции. Сенсорный профиль ученика поможет успешно определить сильные стороны и дефициты ребенка, благодаря чему можно будет составить задачи развития для каждого участника группы. При этом удастся адаптировать сенсорную среду под возможности участников.
При организации групп полезно учесть принципы методик, эффективно помогающих детям с РАС:
— прикладной поведенческий анализ (АВА);
— DIR/Floortime.

О Вашей дисциплине подробнее: насколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, на Ваш взгляд, чтобы новые специалисты становились профессионалами?

Отечественная и международная практика помощи детям с РАС постепенно приходит к практическому выводу о том, что эффективнее всего детям помогает Комплексная система реабилитации. Поэтому все чаще мы слышим термин «мульти-специалист» — компетентный в комплексной реабилитации специалист, который может провести качественную диагностику ребенка по всем сферам, определит наиболее актуальные задачи развития и наиболее актуальный комплекс методов реабилитации.

Пожелайте что-то Вашим читателям. Пару слов для будущих профессионалов, которые сейчас проходят нелегкий путь освоения знаний.

Майя Ивановна Лисина говорила, что опережающая инициатива взрослого помогает ребенку осваивать новые уровни развития.
Желаю читателям энергии и вдохновения в нелегкой, но интересной работе. Пусть она приносит пользу и радость общения вам и ребятам, с которыми вы работаете.

Читать учебник онлайн

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину