Кузнецов Андрей Андреевич об учебном пособии «Цифровые технологии в педагогической деятельности»

1 октября 2025
Кузнецов Андрей Андреевич об учебном пособии «Цифровые технологии в педагогической деятельности»
Научные интересы: методика преподавания иностранных языков, лингводидактика, проектирование образовательных сред, работа с иностранными студентами, русский язык как иностранный.

Расскажите, как были сформированы Ваши научные интересы, и иные интересные факты из Вашей биографии.

За период обучения в аспирантуре мной были продолжены исследования ИКТ в образовании и обучении иностранных граждан русскому языку как иностранному и другим дисциплинам, а результаты представлены на конференциях Российского общества преподавателей русского языка и литературы и других профильных конференциях в 2014–2024 годах в ряде вузов Российской Федерации в очном и дистанционном форматах: МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, КГУ, ВУМО, МГИМО МИД РФ, ДА МИД РФ и др.

С сентября 2019 года по июнь 2021 года был ассистентом кафедры методики преподавания РКИ Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. С января 2020 года принимал участие в международных просветительских мероприятиях и конференциях Института Пушкина: «Декабрь с Институтом Пушкина», Московский международный салон образования, был приглашенным лектором курсов повышения квалификации для преподавателей русского языка как иностранного в Ханойском филиале Института русского языка им. А.С. Пушкина, был лектором в программе «Университетская среда для учителей» Департамента Образования г. Москвы в 2020 г. и приглашенным лектором на мероприятиях и лекциях во Вьетнаме, Хорватии, Таджикистане, Узбекистане, Армении и в других странах, а также проводил занятия по практике речевого общения на русском языке и по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в бакалавриате и магистратуре для иностранных граждан (студенты из Ирана, Китая, Северной Кореи, Турции, Африки, Сербии и других стран). Также проводил вебинары по цифровым технологиям в образовании в различных образовательных центрах и издательствах (Юрайт Академия, IPR Media, СП «Содружество», Центр смешанного обучения и др.).

Во время работы в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина авторский проект Langteach-online на основе предлагаемой методической концепции активно используется преподавателями со всего мира для проверки собственных обучаемых на знание русского языка и получения дополнительных учебных материалов по русскому языку и культуре России для иностранных учащихся. Этот проект стал победителем ряда международных педагогических конкурсов и финалистом Премии Российской академии образования молодым учёным за 2021 год.

Еще один авторский проект был реализован в период пандемии Covid-19. Авторский Youtube-канал «Веб-дидактика.РФ (Distant: Сервисы, Советы, Инструкции)», открытый в начале марта 2020 года, помогает преподавателям школ и вузов освоить использование социальных сервисов Веб 2.0 для их использования в педагогической деятельности.

В декабре 2022 года при поддержке ректората Московского государственного лингвистического университета было издано моё первое учебно-методическое пособие «Онлайн-сервисы на службе преподавателей и переводчиков». Оно объединило в себе не только авторский опыт использования средств Интернета в обучении русскому языку как иностранному, но и опыт известных учёных и исследователей цифровых технологий. Мое пособие «Онлайн-ресурсы на службе преподавателей иностранных языков и переводчиков» стало лауреатом II Всероссийского конкурса учебников и учебных пособий «Doctor Nobilis 2023». Издание получило приз «Особый выбор жюри» в номинации «Педагогика».

Расскажите немного о себе: какие дисциплины исследуете или преподаете? И чтобы сделать интервью ярче — три самых интересных факта о Вас.

В настоящее время я преподаю практический курс русского языка на подготовительном отделении для иностранных учащихся Института международных образовательных программ МГЛУ, а также вхожу в редколлегию журнала «Magister» (РГПУ им. А.И. Герцена), который входит в РИНЦ. В 2022 году разработал рабочие программы по обучению иностранных граждан русскому языку как иностранному, которые сейчас используются в нескольких ведущих высших учебных заведениях. С сентября прошлого года принимаю активное участие в работе Института русистики, который организован моим соавтором К. Е. Агафоновой. Совместно с моими соавторами: К. Е. Агафоновой, Е. М. Кичиной и О. С. Гулегиной мы записали авторский онлайн-курс «Цифровые технологии в педагогической деятельности» на основе настоящего пособия, на который сейчас может записаться любой желающий в нашем Институте русистики и получить сертификат о повышении квалификации.

Работа над книгой: было тяжело? С какими вызовами Вы встретились и как смогли сделать, чтобы Ваше произведение стало действительно полезным интеллектуальным приобретением читателей?

Идею написать это учебное пособие мне предложила проректор по молодёжной политике и воспитательной работе Московского государственного лингвистического университета Иннара Алиевна Гусейнова. За что мы выражаем ей огромную благодарность. Стоит отметить, что сначала мне эта идея показалась сложной, потому что тема пособия очень обширна. Сбор идей для издания был похож на название известного голливудского фильма «Миссия невыполнима». Я понял, что не справлюсь с этой задачей в одиночку и пригласил своих друзей и коллег из разных вузов работать вместе, потому что у каждого из них был свой опыт преподавания различных дисциплин: от РКИ до цифровых технологий, до курсов по программированию и информационной безопасности. Мы делились друг с другом своими наработками в своих сферах.

Кристина Евгеньевна и Екатерина Михайловна взялись за написание тем, связанных с мотивацией и игровыми технологиями. Ольга Сергеевна и Камилла Темуровна писали раздел, связанный с личным брендом и социальными сетями. Лазер Шафтаритдинович написал для нашего пособия главу о числовом моделировании. Мной были написаны разделы, посвященные проектированию образовательных сред, мобильным технологиям и ИИ.

Еще одной немаловажной задачей для всех нас было объединить не просто наши идеи в одно целое, но и включить в наше пособие визуальный материал и интерактивные элементы. Для нас еще одной задачей было сделать так, чтобы это пособие было не просто учебником, который нужен только для изучения в рамках университетских учебных курсов для студентов, но и помощником для преподавателей, поэтому в пособии наши читатели найдут не только текст, но и QR-коды на упоминаемые в тексте интернет-проекты, практические задания, которые могут быть даны студентам, примеры двух рабочих программ по РКИ и цифровым технологиям и списки интернет-проектов по истории России и мира, по работе с текстом и ссылки на популярные отечественные электронные библиотеки.

Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно для общего развития или дополнительного образования?

Нам кажется, наша работа будет интересна не только преподавателям институтов, университетов, академий и их студентам, но и школьным учителям, которые каждый день сталкиваются с использованием цифровых решений и основными педагогическими принципами при подготовке к занятиям и даже на самом занятии.

И снова о Вашей книге: расскажите о ней, выделите три главные мысли, основные идеи произведения.

Для нас было важно сделать пособие, которое помогает преподавателям и учителям различных дисциплин, а также их студентам и ученикам. В рамках пособия нам хотелось показать цифровые технологии и как техническое средство обучения, и как инструмент для раскрытия творческого потенциала педагога и его учащихся.

Отдельное внимание в пособии уделяется не только проектированию онлайн-курсов, но и составлению рабочих программ дисциплин. Составление рабочей программы на сегодняшний день — это очень трудоёмкий процесс, но очень актуальный для преподавателей высшей школы. В работе представлены основные элементы рабочей программы с пояснениями для удобства наших читателей.

Направление, над которым Вы работаете: какие у него научные перспективы, какие сейчас стоят вызовы для исследователей?

Сейчас основным источником научных исследований является искусственный интеллект. Он стал неотъемлемой частью современного образования. Исследователи рассматривают ИИ как инструмент для решения учебных, методических и технических задач в различных сферах. Отметим, что возможности ИИ и нейросетей к настоящему моменту до конца не изучены.

А какие есть смежные с Вашим направлением дисциплины, на которые стоило бы обратить внимание читателям для большего погружения в тему?

Мы не можем сказать, что данное пособие ориентировано только на преподавателей иностранных языков и переводчиков. Оно написано на стыке нескольких дисциплин: методики преподавания иностранных языков, методики применения цифровых решений в образовании, методики работы с источниками информации, педагогического дизайна и др. Мы также будем рады откликам наших читателей.

О Вашей дисциплине подробнее: насколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, на Ваш взгляд, чтобы новые специалисты становились профессионалами?

Чтобы стать профессионалом в своей области, нужно всегда быть открытым всему новому. Позволю дать несколько советов молодым исследователям, которые помогли мне в свое время:
• Никогда не бойтесь спрашивать. Любой вопрос показывает докладчику ваш интерес к его теме.
• Обязательно обменивайтесь контактами и завязывайте знакомства. Они могут быть очень полезными по окончании вуза, при устройстве на работу.
• Всегда участвуйте в круглых столах и дискуссиях; если не знаете, что сказать, слушайте и запоминайте, что говорят другие.
• Не бойтесь высказывать своё мнение.

С какими проблемами сталкивается ученый сегодня в своей работе и какой хотелось бы помощи от государства, научного сообщества, научно-образовательных издательств?

Могу отметить, что при создании данного пособия нам было важно показать нашу работу не только вузам, которые мы представляем, но и коллегам из других сфер, специальностей и направлений. Хочу выразить огромную благодарность руководству МГЛУ, нашим уважаемым рецензентам: В. И. Теркулову, А. В. Джунковскому, Д. А. Сидорову, Т. Б. Кашпиревой, А. А. Гребенюку и М. С. Логачеву. В будущем мы надеемся, что у нас будет возможность посотрудничать с Вашим издательством еще не один раз. Одной из приоритетных задач для меня, как автора пособия, является защита кандидатской диссертации.

Как Вы считаете, что отличает сегодня настоящее научное знание и как работать с данными, чтобы добиваться достоверности и точности в своих исследованиях?

Научные знания на современном этапе являются очень разнообразными. В сети мы можем найти много недостоверной информации, тиражирование которой происходит с очень высокой скоростью. Для того чтобы сохранить достоверность научных материалов в любом тексте, нужно каждый раз проверять полученную информацию в нескольких десятках источников и не полагаться на ответы искусственного интеллекта как на абсолютную истину.

Пожелайте что-то Вашим читателям. Пару слов для будущих профессионалов, которые сейчас проходят нелегкий путь освоения знаний.

Главное — никогда не сдаваться и идти к намеченной цели.

Читать учебное пособие онлайн

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину