Каранина Елена Валерьевна об учебнике «Финансовый менеджмент: теория и практика»
Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы выбрали свою сферу деятельности, какие карьерные и научные достижения считаете наиболее значимыми?
Профессиональная карьера преподавателя высшей школы, ученого начала складываться в 2001 году, после окончания вуза (Финансовый университет при Правительстве РФ) предложили остаться преподавателем в филиале, на кафедре бюджета и налогообложения.
В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 2012 году докторскую диссертацию по тематике развития системы управления рисками промышленного предприятия, в 2020 году присвоено звание профессора. С 2013 года — заведующий кафедрой финансов и экономической безопасности ВятГУ.
Подготовлено 11 кандидатов экономических наук по научным специальностям 08.00.05, 08.00.12, 5.2.3. Осуществляется руководство аспирантами по научным специальностям 5.2.3 «Региональная и отраслевая экономика», 5.2.4 «Финансы».
За период преподавательской деятельности разработано более 100 рабочих учебных программ, программы повышения квалификации: «Управление рисками организации», «Корпоративные финансы и финансовый менеджмент», «Организационно-методические основы и технологии формирования финансовой грамотности», «Финансовая безопасность: инструменты и технологии ее обеспечения». Руководство магистерскими программами «Экономика. Экономическая безопасность организации» (38.04.01), «Финансы и кредит. Корпоративные финансы» (38.04.08).
Издано более 100 учебно-методических пособий и учебных пособий по дисциплинам.
Регулярно внедряются в образовательный процесс новые технологии, формы и методы обучения, разработки методических материалов для самостоятельной работы студентов (методические рекомендации, онлайн-курсы, пособия, программ производственных практик и ВКР). Наиболее значимые программы и онлайн-курсы: Финансовый менеджмент, Инвестиции, Управление рисками организации, Основы финансовой грамотности, Цифровые финансы и кибербезопасность и др.
Автор общественно-научных и образовательных проектов: является руководителем созданного в 2021 г. на базе ВятГУ Регионального центра финансовой грамотности Кировской области, Центра развития компетенций и сертификации финансового и риск-менеджмента ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».
Ежегодно организуются на площадках ВятГУ и совместных площадках с вузами и Ассоциацией развития финансовой грамотности международные научно-практические конференции в сфере экономической безопасности, олимпиады по экономике и финансам, открытые мероприятия по финансовой грамотности и финансовой безопасности, турниры по парламентским дебатам.
Автор и организатор проектов Регионального центра финансовой грамотности в рамках «Программы мероприятий по повышению финансовой грамотности и развитию финансового образования в Кировской области» (с 2014 года) и Региональной программы «Повышение финансовой грамотности и формирование населения Кировской области», которые включают целый комплекс образовательных волонтерских, конкурсных мероприятий, подготовку учебных пособий и методических материалов по финансовой грамотности для различных возрастных категорий. В рамках проекта организована работа Центра финансовых консультаций для граждан, волонтерского проекта с участием студентов экономических специальностей «Школа финансовой безопасности», сайта и онлайн-платформ РЦФГ, создан онлайн-курс для широкой аудитории «Основы финансовой грамотности», проводятся ежегодные олимпиады и конкурсы научно-исследовательских работ и творческих проектов в сфере финансовой грамотности, реализуются программы дополнительного образования, вебинары и просветительские лекции для различных целевых аудиторий. Ежегодно во всех мероприятиях РЦФГ принимает участие свыше 15 000 чел.
Основные направления научных исследований: экономическая безопасность, резилиенс-диагностика рисков и угроз безопасности экосистем, управление рисками, диагностика и анализ рисков, инвестиционный анализ, рынки цифровых валют, цифровые финансы и кибербезопасность, финансовая безопасность, финансовая грамотность и финансовая культура, диагностика уровня финансовой грамотности и финансовой безопасности.
Является лауреатом и победителем всероссийских и международных конкурсов публикаций, 5-кратным победителем и призером Международного конкурса «Лучший риск-менеджмент в России» за лучшее научное достижение в области риск-менеджмента, победителем конкурса «Золотые имена высшей школы», обладателем Почетного знака за личный вклад в развитие риск-менеджмента в России (АРМ «РусРиск»), лауреатом общенациональной премии «Профессор года» по Приволжскому федеральному округу (2023 г.), лауреатом премии «Репутация» в номинации «За вклад в повышение финансовой грамотности и защиту прав потребителей финансовых услуг». Награждена почетными грамотами Банка России, Министерства финансов Кировской области за организацию работы по повышению финансовой грамотности, благодарственными письмами Ассоциации развития финансовой грамотности, Ассоциации российских банков, Законодательного собрания Кировской области. Эксперт и руководитель научно-исследовательских работ по грантам научных фондов, в том числе и Фонда грантов Президента РФ по поддержке ведущих научных школ.
Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в учебнике?
Учебник «Финансовый менеджмент: теория и практика» расширяет цикл дисциплин, устанавливающих базовые знания для получения профессиональных навыков, дополняет его основами корпоративного управления финансами с учетом специфики важнейших функциональных направлений: управление капиталом, инвестициями, финансовыми рисками. Программа этого курса занимает важное место в системе подготовки специалистов финансово-экономического профиля, дополняя полученные студентами знания по дисциплинам «Финансовый менеджмент», «Теория инвестиций», «Инвестиции», «Оценка и анализ рисков», а также реализует практико-ориентированный подход к формированию у студентов знаний и умений в сфере управления финансовыми потоками, ресурсами и капиталом корпорации. Кроме того, практический блок данного курса создает возможность приобрести навыки работы на фондовом рынке, умения формировать организационные механизмы и принимать решения в области инвестиционного менеджмента и риск-менеджмента как базовых направлений эффективного управления финансами современной организации.
Какие темы представлены в учебнике наиболее полно и почему вы решили сделать на них акцент?
В современных условиях важно выстраивать корпоративное управление финансами с позиции учета и анализа рисков. Особенно это важно в условиях влияния внешних угроз, что предопределяет необходимость применения инструментов разработки и корректировки стратегии развития организации с учетом рисков, риск-ориентированного управления капиталом и денежными потоками, регулярного мониторинга и контроля рисков финансового состояния. В учебнике через призму управления и диагностики рисков рассматриваются темы: финансовая стратегия, система стратегического финансового анализа, планирования и контроля корпорации, управление капиталом, управление инвестиционными решениями, управление финансовыми рисками.
Какие разделы учебника, на ваш взгляд, будут наиболее интересны студентам?
Особенно интересны для читателей разделы, содержащие разбор практических заданий: «Управление капиталом», «Управление финансовыми рисками», где разъясняются с практическими примерами и методиками решения задачи по диагностике эффективности и рисков финансовой деятельности, а также принятию управленческих решений.
Какие исследования легли в основу вашей работы, и были ли какие-то неожиданные открытия в процессе написания?
В основе работы авторские исследования в сфере анализа рисков промышленных предприятий и обеспечения финансовой безопасности.
Как вы адаптировали научные материалы при создании книги, чтобы они были доступны для восприятия читателями разного уровня?
При формировании материалов учебника были поставлены задачи: дать максимум необходимых теоретических и концептуальных знаний по финансовому менеджменту, сформировать у будущих специалистов целостный комплекс знаний и навыков по формированию эффективной системы управления финансами фирмы; дать базовый понятийно-терминологический аппарат, характеризующий корпоративные финансы, финансовый менеджмент и его ведущие направления: управление капиталом, инвестиционный и риск-менеджмент; раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и экономико-математическую модель функционирования финансовых отношений и оценки финансовых активов корпорации; выработать практические навыки оценки финансовой деятельности организации с учетом рисков, а также формирования механизма управления портфелем финансовых и реальных инвестиций хозяйствующего субъекта, анализа и оценки стоимости, доходности и риска финансовых инструментов инвестирования и разработки мероприятий по формированию эффективной системы портфельного управления в рамках реализации финансового менеджмента; сформировать стремление к практической реализации приобретенных навыков работы в сфере корпоративного управления финансами. При формировании курса также представлены практические задания в разрезе разделов, помогающие практическому осмыслению теоретического материала и приобретению навыков экономических расчетов, а также тестовые и индивидуальные ситуационные задания (кейсы).
Каков был процесс работы с издательством и какие аспекты редактирования или оформления вы считаете особенно важными?
Была выстроена планомерная работа по учету требований образовательных стандартов, по адаптации курса к процессу освоения общепрофессиональных и профессиональных компетенций по направлениям УГСН 38.00.00 Экономика и управление, в том числе по направлениям «Экономика», «Менеджмент» и др.
Какие советы вы бы дали тем, кто впервые хочет написать учебник, учебное пособие или монографию?
Важно адаптировать материал под требования образовательных и профессиональных стандартов подготовки специалистов. При этом необходимо использовать не только традиционные, но и авторские исследовательские материалы, которые доказали свою применимость на практике.
Есть ли дополнительный материал или онлайн-ресурсы, которые вы рекомендуете использовать вместе с вашей книгой для более глубокого понимания темы?
В овладении базовыми финансовыми категориями, особенно для читателей, не обладающих базовым экономическим образованием, возможно использование онлайн курса «Основы финансовой грамотности»
Видите ли вы возможность для дальнейших исследований по теме вашей книги, и если да, в каком направлении они могли бы развиваться?
Учебные материалы могут быть дополнены разделами, связанными с современными инструментами цифровизации финансовой деятельности, в частности, цифровыми финансовыми активами и др.