Дворянсков Иван Владимирович об учебнике «Уголовно-исполнительное право»


Дворянсков Иван Владимирович, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России
Сфера научных интересов: сущность, содержание и эффективность наказания; разработка и применение наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества; разработка и внедрение системы пробации; обеспечение эффективного правосудия; уголовно-правовая охрана интересов судебной власти; история развития правоохранительных органов; право, правотворчество и правоприменение в эпоху искусственного интеллекта.
Как были сформированы Ваши научные интересы? Какие три самых интересных факта о Вас можете раскрыть читателям?1) Изначально уделял внимание проблемам уголовно-правовой защиты интересов судебной власти и преступлениям против правосудия.
2) С 2003 года занимаюсь проблемами наказания как в аспекте системы и видов), так и с точки зрения их исполнения. Более 20 лет исследую проблему целей наказания. В 2024 году опубликовал монографию «Уголовное наказание и его цели», в которой изложил определенные итоги моих исследований на эту тему.
3) Начиная с 2024 года активно изучаю проблему права, правотворчества и правоприменения в эпоху искусственного интеллекта, в частности, в аспектах цифровизации уголовного права, уголовной ответственности виртуальных субъектов, в том числе — виртуального наказания.
Работать над книгой было тяжело? С какими вызовами Вы встретились и как смогли сделать Ваше произведение действительно полезным интеллектуальным приобретением читателей?
Учебник «Уголовно-исполнительное право» — это результат труда коллектива авторов. Моими задачами как ответственного редактора в этой связи были: поиск авторов, согласование с ними тем, над которыми они должны работать, методическая и консультационная помощь, редактура материалов учебника. Это очень длительная и трудоемкая работа с учетом того, что авторы живут и работают в разных регионах страны.
Что касается содержательной стороны, то нам с авторами нужно было учесть динамичное развитие уголовно-исполнительного и, соответственно, уголовного законодательства, происходящего в последние несколько лет.
Учебник представляет собой второе издание, переработанное и дополненное. Он подготовлен в соответствии с положениями Конституции РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, федеральными законами, международными правовыми актами. В нем подробно рассматриваются понятия, категории и институты Общей и Особенной частей уголовно-исполнительного права. Учтены все изменения законодательства, регламентирующего порядок и условия исполнения уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер, анализируются смежные институты, в частности, пробация, а также использована новейшая научная, учебная и учебно-методическая литература по уголовно-исполнительному праву.
Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно для общего развития или дополнительного образования?
Материал изложен в доступной для эффективного усвоения учебного курса форме. Предназначен для студентов, курсантов, слушателей, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», юридических вузов (факультетов), работников уголовно-исполнительной системы и иных правоохранительных органов, а также для всех, кто интересуется вопросами применения, исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер.
Выделите главные мысли, основные идеи произведения.
Уголовно-исполнительное право — это уникальное явление, характерное для нашей страны (и стран-республик бывшего Советского Союза). За рубежом такой самостоятельной отрасли, как правило, не существует, а вопросы исполнения наказаний и иных уголовно-правовых мер являются частью предмета регулирования уголовного права. При этом это относительно молодая отрасль. Перспективы развития уголовно-исполнительного законодательства связаны с его общей гуманизацией, приоритетным развитием наказаний и мер, не связанных с изоляцией от общества.
Направление, над которым Вы работаете, — какие у него научные перспективы, какие сейчас стоят вызовы для исследователей?
Мы, я имею в виду все человечество, в настоящее время входим в эпоху искусственного интеллекта. Современные научное развитие характеризуются цифровизацией практически всех сфер жизни общества и широким внедрением искусственного интеллекта (ИИ), существенно облегчающего сложные технологические и интеллектуальные процессы, требующие точных расчётов и комплексного учета многочисленных факторов при принятии решений. Не обошли эти тенденции и право, в том числе — уголовное. Если же говорить по существу, то причинами необходимого и неизбежного внедрения в недалеком будущем ИИ в сферу уголовно-правового регулирования такие уже сегодня констатируемые обстоятельства как:
1) цифровизация преступности;
2) необходимость «объективации» уголовного права, т.е. исключения необходимости судейского усмотрения, алгоритмизации процессов криминализации, квалификации, построения санкций, назначения наказания и иного применения уголовного права. Так, является очевидным, что криминализация должна носить грамотный, выверенный, научный характер, а не представлять собой бессистемный, ситуативный, реактивный процесс.
В качестве возможных направлений (этапов) трансформации (цифровизации) уголовного права в эпоху ИИ (по результатам анализа научных публикаций на эту тему) можно назвать:
1) расширение сферы уголовно-правового регулирования цифровых отношений, постепенная адаптация уголовного права к условиям цифровизации (ИИ, цифровая личность как субъект преступления либо потерпевший);
2) формирование машиночитаемого уголовного права (1 шаг — справочно-правовые системы как предполагаемая платформа для цифрового права);
3) создание цифровых алгоритмов квалификации преступлений, формирования санкций, назначения наказаний;
4) создание цифрового УК для ИИ;
5) использование ИИ для создания норм УК.
Итак, мы живем на пороге глобальных тектонических процессов, затрагивающих все стороны человеческого бытия. Если мы не будем замечать этого и жить так, как будто все по-прежнему, то эти процессы никуда не исчезнут. Но мы упустим драгоценное время, чтобы подготовиться к ним и максимально эффективно использовать их во благо. В противном случае мы можем столкнуться с тем, что на определенном витке прогресса не будем располагать адекватными сложившимся реалиям правовыми инструментами, методологией их разработки и применения.
Какие есть смежные с Вашим направлением дисциплины, на которые стоило бы обратить внимание читателям для большего погружения в тему?
Прежде всего — уголовное право, которое регламентирует основания уголовной ответственности, систему и виды наказаний, а также иных уголовно-правовых мер.
Кроме того, смежной дисциплиной, безусловно, выступает криминология, которая изучает причины, условия и факторы преступности, а также разрабатывает меры предупреждения преступлений, в том числе анализирует практику применения наказаний и иных уголовно-правовых мер, их эффективность, занимается прогнозированием связанных с этим тенденций, в том числе — динамику применения тех или иных наказаний, численность осужденных, уровень рецидива и т.д.
О Вашей дисциплине подробнее: насколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, чтобы новые специалисты становились профессионалами?
В настоящее время уголовно-правовые науки (согласно паспорту научной специальности 5.1.4) включают весь спектр дисциплин уголовно-правового цикла. Это не только упомянутые ранее уголовное, уголовно-исполнительное право, криминология, но также уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертология, оперативно-розыскная деятельность. В современный период все они весьма динамично развиваются, что само по себе говорит о востребованности специалистов в этой сфере.
В настоящее время, в особенности с принятием Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», в уголовной политике России ярко обозначился тренд на ресоциализацию осужденных, отказ от стигматизации и фатальности наказания. Разумеется, чтобы проводить эту политику, нужны соответствующие специалисты. Пока эта профессия испытывает дефицит кадров.
Кроме того, человечество в обозримом будущем столкнется с новыми для него вызовами — виртуализацией преступности, внедрением искусственного интеллекта практически во все сферы жизни общества. В немалой степени это коснется и сферы противодействия преступности, которая уже переходит на виртуальный (цифровой) уровень.
Вот почему изучение дисциплин уголовно-правового цикла в ближайшем и более отдаленном будущем будет весьма перспективно.
С какими проблемами сталкивается ученый сегодня в своей работе и какой хотелось бы помощи от государства, научного сообщества, научно-образовательных издательств?
На сегодняшний день основная проблема ученого — эффективная коммуникация. Как ни странно, в век передовых технологий специалисты, занимающиеся узкими (прикладными) и фундаментальными исследованиями, могут общаться только в своем профессиональном сегменте. У них практически нет доступных каналов коммуникации с обществом и представителями государства. Так, огромное количество научных разработок в области уголовно-правовых наук остается невостребованным на уровне законодателя и правоприменителя по причине того, что просто отсутствует соответствующий канал связи, а также база данных, в которой аккумулировались бы такие разработки. Получается, что теория и практика существуют сами по себе, очень редко взаимодействуя между собой.
В этой связи очевидно, что роль научного сообщества, научно-образовательных издательств должна повышаться именно в аспекте коммуникации, популяризации научного знания, адаптации его для восприятия практиками и иными представителями общества.
Как Вы считаете, что отличает сегодня настоящее научное знание, как работать с данными, чтобы добиваться достоверности и точности в своих исследованиях?
Сегодня настоящее научное знание отличает комплексность и интегрированность в рамках решения определенных задач. В настоящее время недостаточно быть узким специалистом, чтобы производить востребованную научную продукцию. Необходимо соотносить полученные результаты с уровнем развития научного знания и возможностями их адекватного восприятия и применения. Поэтому требуется научная кооперация в рамках не только разных отраслей, но и сфер науки. В качестве примера можно привести интеграцию юридических, психологических и педагогических наук в рамках реализации института пробации. Или взаимодействие ученых-юристов с представителями естественных наук при разработке проблем влияния цифровизации и искусственного интеллекта на преступность и меры противодействия ей.
Пожелайте что-то Вашим читателям — пару слов для будущих профессионалов, которые сейчас проходят нелегкий путь освоения знаний.
Я желаю, прежде всего, научного азарта, мотивации к творчеству, оптимизма в научно-исследовательской деятельности, креативного подхода к решению поставленных задач. Только в таком сочетании, по моему убеждению, можно добиться успеха в современной науке.
Читать учебник «Уголовно-исполнительное право» онлайн