Казакова Наталия Александровна об учебнике «Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности компании»

26 декабря 2022
Казакова Наталия Александровна об учебнике «Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности компании»

Интервью с Казаковой Наталией Александровной - доктором экономических наук, профессором РЭУ имени Г. В. Плеханова. 

Наталия Александровна - одна из ведущих специалистов РФ в области бизнес-аналитики. 

Разработала авторские программы для магистратуры по направлениям «Экономика» и «Финансы и кредит» и преподает дисциплины «Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности», «Финансовый анализ бизнеса по российским и международным стандартам», одобренные УМЦ по образованию в области финансов, учета и мировой экономики.

Разработала авторский курс и учебное пособие для аспирантов «Современные концепции и прикладные исследования в области экономического анализа и контроля», включенный в учебный план подготовки аспирантов по направлению «Экономика» РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Подготовила 18 кандидатов и докторов наук по актуальным направлениям фундаментальной и прикладной экономической науки.

Имеет более 350 публикаций (в РИНЦ), в том числе, 45 учебников с грифом УМО в области финансов, учета и мировой экономики. Наиболее значительные учебники, изданные за 2016–2020 гг.

В 2022 году книга Наталии Александровны «Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности компании» заняло второе место в номинации Экономика и управление IV конкурса «Профессиональное образование». Произведение было создано в соавторстве с Пермитиной Людмилой Викторовной.

И мы рады представить интервью с Натальей Александровной, в котором она поделилась опытом работы над книгой.


Расскажите немного о себе, какие дисциплины исследуете или преподаете, и чтобы сделать интервью ярче – три самых интересных факта об авторе-победителе конкурса «Профессиональное образование»?

Для того, чтобы жизнь удалась, нужно выбирать работу по душе, выполнять ее с удовольствием, владеть профессиональными ценностями, которые можно передавать по наследству будущим поколениям. Своим профессиональным достижением считаю реализованную мечту легализовать и постоянно повышать престиж в России профессии аналитика. На это были направлены мои многочисленные статьи в научно-практических журналах, интервью, доклады на конференциях, учебники и монографии, начиная с 2007 года, а затем создание в 2012 году магистерской программы «Финансовая и управленческая бизнес-аналитика», переименованная в 2017 году в «Бизнес-аналитика в экономике и управлении», участие в разработке профессионального стандарта «Бизнес-аналитик» в составе рабочей группы по заданию Минтруда России (2018), подготовка более 400 бизнес-аналитиков за 10 лет успешной работы программы в рамках магистратуры Высшей школы финансов (2012-2022). Сегодня активно занимаюсь профориентацией студентов колледжей экономических профилей, привлечением их в любимую профессию, что и послужило стимулом для написания для них учебника и практикума по основам анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности компании.


Работа над книгой – было тяжело? С какими вызовами Вы встретились и как смогли сделать, чтобы Ваше произведение стало действительно полезным интеллектуальным приобретением для учащейся молодежи?

Основываясь на большом опыте, в том числе понимании современных вызовов в системе профессиональной подготовки, обусловленной недостаточным государственным финансированием СПО, а также потребностью подготовки более универсальных, конкурентоспособных кадров, работа над книгой оказалась не трудным занятием, тем более что у меня был хороший помощник - преподаватель высшей квалификации СПО промышленно-экономического колледжа РЭУ имени Г.В. Плеханова Пермитина Людмила Викторовна.


Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно, для общего развития или дополнительного образования?

Учебник имеет вполне конкретную область применения, прежде всего, покрывая проблему недостаточной обеспеченности учебной литературой междисциплинарного курса МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Кроме того, учебник может использоваться для студентов СПО других экономических профилей и бакалавров всех направлений подготовки, а также, учитывая высокую практикоориентированность материала, в системе дополнительного профессионального образования.


И снова о Вашей книге – расскажите о ней, или, если можете, выделите три главные мысли, основные идеи произведения?

Высокая изменчивость нормативно-правового регулирования в предметной сфере профессий, которым требуется аналитические компетенции, определила главные цели подачи учебного материала: рассмотрение особенностей и взаимосвязи между анализом бухгалтерской отчетности, составленной по ФСБУ и ПБУ, и консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также связи  результатов анализа с финансовым менеджментом и ориентированности на решение практических задач в цифровой среде. Кроме того, материал учебника и практикума должен соответствовать требованиям профессионального стандарта «Бизнес-аналитик». 


Что самое главное в сфере профессионального образования в России сегодня, на Ваш взгляд?

Поднять престиж профобразования и обеспечить достойное государственное финансирование СПО, причем не точечное, направленное на узкий перечень профессий, в которых  сегодня ощущается нехватка, а на сбалансированное, нацеленной на будущее.


О вашей дисциплине подробнее – насколько она сейчас востребована на рынке и как ее нужно преподавать, на Ваш взгляд, чтобы новые специалисты находили себя в жизни, становились профессионалами, учеными, преподавателями?

Информационно-аналитические компетенции сегодня актуальны и востребованы, об этом говорят данные о вакансиях и требованиях к персоналу государственных учреждений, коммерческих организаций, в том числе аудиторских компаний, рейтинговых агентств - внутренним аудиторам, бизнес-аналитикам, бухгалтерам, разработчикам программного обеспечения и баз данных для различных пользователей, маркетологам, оценщикам и др.

Самый лучший преподаватель сегодня - это «активный», заинтересованный преподаватель, имеющий достаточно большой опыт практический деятельности в конкретной сфере, а также способный быть примером. То есть - сам обладающий всеми перечисленными составляющими образа специалиста, профессионал и ученый. Также он должен быть идейным вдохновителем и хорошим организатором, который умеет вовлечь обучающихся и абитуриентов в свою профессию. 


Сейчас появилось много новых подходов в преподавании профессиональных навыков – онлайн-курсы, вебинары, электронные обучающие платформы, курсы. Как Вы считаете, этим, скажем так, узкопрофильным подходом, можно заменить какие-то разделы системного обучения в рамках СПО?

Системное обучение с одной стороны, и возможность выбора у обучающихся формы занятий с учетом их личностных возможностей и предпочтений, с другой стороны, не должны подменять друг друга, и особенно в системе СПО. Из наиболее эффективных считаю востребованными практико-ориентированный и проектный подход к освоению методики анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности для диагностики и контроля деятельности компаний и повышения эффективности финансового менеджмента, когда обеспечивается взаимосвязь теоретического материала и практических заданий. Базовые знания по анализу бухгалтерской (финансовой) отчетности и финансовому менеджменту должны способствовать пониманию их непосредственной взаимосвязи и значимости в управлении бизнесом. 


Работаете над чем-то еще сейчас, или, может быть, в планах какой-то новый интересный проект учебника, монографии, статьи?

В планах - продолжать  сотрудничество с издательством, обновить материалы своих "давно работающих" учебников, подготовить новую монографию. Публикация статей - безусловная часть моей профессиональной работы.  Одна из тем будущих статей связана с реализацией моего долгосрочного научного проекта «Мониторинг секторальных рисков финансовой безопасности в цифровой среде с использованием Гарвардской парадигмы отраслевого анализа», выполняемого в рамках приоритетных направлений научной деятельности Плехановского университета, руководителем которого  являюсь с 2020 года. В 2023 году - это разработка инструментов мониторинга и прогнозирования секторальных рисков, влияющих на финансовую безопасность и устойчивость деятельности хозяйствующих субъектов в компьютерной среде. Второе направление – совершенствование и повышение престижа аудиторского образования в РФ.


Видеопрезентация учебника «Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности компании»


Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину