Булат Роман Евгеньевич об учебном пособии «Педагогика и психология высшего образования»
Булат Роман Евгеньевич – доктор педагогических наук, доцент, профессор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.
Почётный доктор ВА МТО имени А.В. Хрулёва, Член-корреспондент РАЕ, эксперт-аудитор Ассоциации инженерного образования России, член редакционных коллегий трёх научных журналов.
Автор более 200 публикаций, в том числе: семи монографий в области качества образования, документирования управленческой деятельности, психологии управления и кадровой работы, пяти всероссийских учебных пособий с грифом Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования, двух электронных учебников, более 70 научных статей в журналах, входящих в перечень ВАК, восьми патентов и свидетельств на ПО.
Основные публикации:
-
Прораб – психолог и менеджер / Р. Булат. – Санкт-Петербург : Стройиздат, 2004. – 120 с. – ISBN 5-87897-119-4.
-
Управление персоналом в строительстве / Булат Р. Е. – Санкт-Петербург : Стройиздат СПб., 2006. – 190 с. – ISBN 5-87897-128-3.
-
Унификация управления качеством профессиональной подготовки / Р. Е. Булат. – Санкт-Петербург : ВИТУ, 2008. – 280 с. – ISBN 5-94287-075-6.
-
Правовые нормы и психологическое сопровождение управления персоналом в строительстве / Р. Е. Булат. – Санкт-Петербург : Бизнес-пресса, 2010. – 197 с. – ISBN 978-5-91584-023-8.
-
Документационное обеспечение управления : учебно-методическое пособие / Р. Е. Булат. – Санкт-Петербург : Бизнес-Пресс, 2012. – 314 с. – ISBN 978-5-91584-037-8.
-
Документационное обеспечение управления персоналом / Р. Е. Булат. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – 234 с. – ISBN 978-5-16-010318-1.
-
Психология безопасности / Р. Е. Булат, И. А. Акиндинова, Е. В. Андронова [и др.]. – Санкт-Петербург : СПбУ ГПС МЧС России, 2022. – 224 с. – ISBN 978-5-907724-99-0.
-
Нормативно-правовые основы высшего образования и научно-исследовательской деятельности / Х. С. Байчорова, Р. Е. Булат, Т. В. Иванова. – Санкт-Петербург : СПбУ ГПС МЧС России, 2022. – 224 с. – ISBN 978-5-907489-87-5.
-
Научные основы применения дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения: монография / под общ. ред. Р.Е. Булата. – Санкт-Петербург : СПбУ ГПС МЧС России, 2021. - 300 с. ISBN 978-5-907489-05-9
-
Педагогика и психология высшего образования : учебное пособие / Р.Е. Булат. – Москва : ИНФРА-М, 2026. – 525 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-020554-0
-
Основы документационного обеспечения деятельности образовательных организаций : учебное пособие / Р.Е. Булат. – Москва : ИНФРА-М, 2025. – 364 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-020555-7
Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы выбрали свою сферу деятельности, какие карьерные и научные достижения считаете наиболее значимыми.
В 1993 году после окончания Санкт-Петербургского высшего военного инженерно-строительного Краснознамённого училища имени генерала армии А. Н. Комаровского, получив квалификацию инженера-строителя, помимо своих прямых служебных обязанностей, увлёкся психологией экстремальных ситуаций. Повлиявшим на это фактором стало привлечение военных строителей к участию в вооружённом конфликте в Чеченской республике в середине 90-х годов прошлого века. Решение проблемы готовности специалистов созидательного труда к выполнению обязанностей в боевой обстановке легло в основу кандидатской диссертации, защищённой в 2003 году. Данный научный этап предопределил дальнейшие исследования в области качества инженерного образования.
Научный поиск базировался на потребностях рынка труда и разработке модели готовности специалиста в области строительства и энергетики, способного решать различные задачи профессиональной деятельности. В результате были изданы научные труды, охватившие вопросы не только педагогики, но и управления, психологии, права, документационного обеспечения. При этом, не останавливаясь на достигнутом, защитил не только докторскую диссертацию, но и дипломы по психологии, педагогике, государственному и муниципальному управлению, психологии экстремальных ситуаций.
В то же время, продолжая военную службу в Военном инженерно-техническом университете (ВИТУ) на должностях от преподавателя до заместителя начальника по учебной и научной работе, был накоплен значительный педагогический и управленческий опыт. Этот опыт был значительно расширился благодаря общественной деятельности в качестве эксперта Росаккредагентства и Ассоциации инженерного образования России, члена Федеральных УМО по менеджменту и психологии, а также координации работы трёх разнопрофильных диссертационных советов при ВИТУ, служебным командировкам, в том числе в 2014 году на Крымский полуостров, работе по созданию ныне включённого в перечень ВАК научного журнала «Военный инженер» и многим другим направлениям деятельности.
Предполагаю, что именно опыт кризисного управления послужил причиной приглашения после увольнения из рядов Вооружённых Сил в 2019 году на должность заведующего кафедрой «Психологии экстремальных ситуаций» в Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России с задачей разработки новых образовательных программ и прохождения их аккредитации по обновлённым ФГОС ВО.
Однако стремление к дальнейшему профессиональному росту предопределило продолжение работы на психологическом факультете ЛГУ имени А.С. Пушкина с возможностью постоянного научного взаимодействия с такими мэтрами психологии, как А.Г. Маклаковым, С.В. Чермяниным, А.А. Благининым и другими.
Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в изданном в 2025 году в ИНФРА-М учебном пособии «Педагогика и психология высшего образования»?
Новизна, актуальность и отличие от других изданий на подобную тематику обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, мы избежали необоснованного, на наш взгляд, включения в его содержание основ педагогики и психологии, чем злоупотребляют некоторые авторы. Пособие рекомендовано обучающимся в магистратуре, а значит, уже обладающим знаниями, умениями и навыками в данных областях. Поэтому его содержание нацелено на формирование готовности выпускников к применению основ педагогики и психологии при их дальнейшей профессиональной деятельности в высшем образовании.
Во-вторых, в пособии психология и педагогика представлены не отдельными модулями, как во многих аналогах, а как интегральное психолого-педагогическое сопровождение и научно-методическое обеспечение высшего образования. Поэтому все аспекты профессиональных действий научно-педагогических работников обоснованы как с позиций педагогики, так и с позиций психологии.
В-третьих, в пособие включены все обновления законодательных требований и нормативных правовых основ в области структуры, содержания и организации высшего образования на 1 июля 2025 года. Соответственно, данное преимущество обеспечит читателя современной нормативной базой образовательной деятельности в высшем образовании.
В-четвёртых, с учётом возрастных и других особенностей обучающихся в магистратуре в основу пособия положен принцип проблемного обучения. Поэтому в издании сформулированы существующие казусы и противоречия, требующие разрешения к планируемому руководством обновлению системы высшего образования, т.е. к 1 сентября 2027 года. А это расширяет возможности читателей при выборе тем выпускных квалификационных работ, а далее – и кандидатских диссертаций.
В-пятых, пособие предлагает уникальные материалы: результаты наших исследований с Хафизой Срафильевной Байчоровой (соавтор 50 публикаций), которые ранее не использовались в учебной литературе. Поэтому в нём читатель найдёт авторскую позицию по многим вопросам высшего образования.
Какие темы представлены в учебнике наиболее полно и почему вы решили сделать на них акцент?
В пособии педагогика и психология рассматриваются не как что-то общеизвестное и абстрактное, а как психологические и педагогические основы готовности педагогического работника к профессиональной деятельности в высшем образовании. Поэтому пособие комплексно рассматривает правовые, экономические, кадровые, научные, методические и делопроизводственные аспекты взаимодействия научно-педагогических работников с другими участниками образовательных отношений, включая как проектирование учебно-методической документации (образовательных программ, учебных планов, рабочих программ дисциплин, рабочих программ воспитания и т.д.) для реализации в образовательном процессе, а также для лицензирования и аккредитации, так и моделирование и применение педагогических технологий, в том числе внедрение инноваций – дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и искусственного интеллекта.
Какие разделы учебного пособия, на ваш взгляд, будут наиболее интересны студентам?
Особый интерес для будущих работников высшей школы представляет раздел об основах профессиональной деятельности в образовательных организациях высшего образования, которая имеет ряд существенных особенностей. Яркий пример: учебная составляющая нагрузки профессора (до 900 часов) почти в полтора раза превышает аналогичную норму на ставку школьного учителя (612 часов) – уже этот контраст мало кто осознаёт. А ведь профессор в конце учебного года кроме того должен отчитаться ещё и за 500 часов научной и методической деятельности в виде опубликованных научных статей, подготовленных учебников, пособий и других материалов.
Сталкивались ли вы с какими-либо трудностями в процессе написания книги, и как вы их преодолевали?
Главная сложность при подготовке этого объёмного издания заключалась в непрерывных изменениях законодательной базы. Как ни парадоксально, именно активная нормотворческая деятельность государственных органов требовала от нас постоянного внесения правок в пособие
Какие исследования легли в основу вашей работы, и были ли какие-то неожиданные открытия в процессе написания?
Практически все наши исследования в области качества высшего образования за последние 20 лет нашли отражение в этом издании. Однако углублённое рассмотрение отдельных аспектов потребовало проведения дополнительных изысканий. Так, например, изменения в законодательном определении термина «воспитание» побудили нас изучить отношение педагогов к неоправданному использованию англицизмов в образовательном процессе.
Ещё один интересный пример – переосмысление взаимосвязи между понятиями «воспитание», «физическое воспитание», «физическая культура» и «культура». Традиционное название школьного предмета «физкультура» долгое время искажало восприятие сути физической культуры. На самом деле, физическая культура как элемент общей культуры – понятие гораздо более широкое, чем просто физическое воспитание
Как вы адаптировали научные материалы при создании книги, чтобы они были доступны для восприятия читателями разного уровня?
Поскольку разные уровни высшего образования предполагают определённую целевую аудиторию, мы сознательно ориентировали пособие на читателей с высшим образованием. Вместо упрощения материала для широкого круга, мы подчёркиваем необходимость базового высшего образования у пользователей. При этом проблемно-аналитический стиль изложения, сочетающий выявление сложностей с поиском решений, делает пособие полезным не только для магистрантов, но и для аспирантов, соискателей учёных степеней и слушателей программ дополнительного профессионального образования.
Каков был процесс работы с издательством и какие аспекты редактирования или оформления вы считаете особенно важными?
Выход в свет учебника или монографии – это сложный процесс, требующий командных усилий. На первом этапе рукопись проходит многоступенчатую экспертизу: обсуждение на кафедре, рецензирование, утверждение редакционным и учёным советами университета. На этом пути текст нередко корректируется, дополняется, а иногда меняет структуру. На втором этапе, когда рукопись передаётся в редакцию, к работе с ней привлекаются редакторы, корректоры, дизайнеры, работники типографии, менеджеры, маркетологи и многих другие. Успех издания напрямую зависит не только от их профессионализма, но и от слаженной коммуникации с автором. Поэтому, пользуясь случаем, хочется отметить опыт работы с издательством ИНФРА-М с 2014 года. Владимир Михайлович Прудников сумел сформировать уникальный коллектив профессионалов, способный обеспечить спокойствие авторов за результат, который попадает в руки читателю.
Какие советы вы бы дали тем, кто впервые хочет написать учебник, учебное пособие или монографию?
Совет состоит в более широком понимании словосочетания «научный труд», в основе которого – термин «труд». Вместе с тем любой солидной научной работе предшествует накопление и публикация авторских материалов на конференциях и в научных журналах. И если автор целенаправленно трудится в определённом научном направлении, то уже опубликованные материалы станут ему хорошим подспорьем для написания учебника или монографии. При этом важно понимать, что требования по ограничению самоцитирования в науке не допускают обратного процесса, а использование частных публикаций в учебнике или монографии – пожалуйста.
Есть ли дополнительный материал или онлайн-ресурсы, которые вы рекомендуете использовать вместе с вашей книгой для более глубокого понимания темы?
Технологии проблемного обучения, лежащие в основе пособия, нацелены на побуждении читателя к поиску истины и нового знания. Все обновления и более содержательную информацию мы публикуем в профессиональном сетевом сообществе ВКонтакте «Новости образования». В сообществе мы обсуждаем образовательные инновации, мониторим законодательные изменения, публикуем исторические материалы, анонсируем конкурсы, олимпиады и гранты и мн.др.
Видите ли вы возможность для дальнейших исследований по теме вашей книги, и если да, в каком направлении они могли бы развиваться?
К 1 сентября 2025 года готовится первая редакция Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года, разработка которой началась в ноябре 2024 года по поручению Председателя Правительства Михаила Владимировича Мишустина. На сегодняшний день проведен мониторинг предложений общественности, специалистов, руководителей, в том числе около 50 тысяч показателей оценки образования. Более того, думаю, что научно-технический прогресс в ближайшее время предопределит переработку ГОСТов по применению искусственного интеллекта в науке и высшем образовании, а значит, изменятся педагогические и психологические аспекты высшей школы. Поэтому наша работа продолжится, т.к. изменения условий деятельности всегда предполагают дальнейшее научное обоснование и разработку практических предложений по совершенствованию качества образования.