Бондаренко Ксения и Морозкина Александра об учебном пособии «Макроэкономика. Практикум странового анализа»

13 декабря 2024
Бондаренко Ксения и Морозкина Александра об учебном пособии «Макроэкономика. Практикум странового анализа»
Бондаренко_Ксения_Андреевна.JPG

Бондаренко Ксения Андреевна – к.э.н., доцент Департамента мировой экономики, эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, макроэкономист, также занимается вопросами экономического развития и международного сотрудничества, миграции и демографии. Имеет прикладной опыт исследований в области оценки влияния международных вызовов на экономику России (являлась советником Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и экономистом в Департаменте анализа глобальных рынков ИНГ БАНК Евразия, занимается оценкой страновых рисков). В НИУ ВШЭ Бондаренко К.А. также является заместителем руководителя проекта GlobBaro HSE – Ежемесячного мониторинга мировой экономики, который посвящен тенденциям развития мировой экономики и геополитики и включает как анализ ключевых экономических трендов месяца, так и выявление средне- и долгосрочных трендов, которые будут влиять на мировую экономику и экономику России. Бондаренко К.А. активно участвует в крупных научных и прикладных проектах – как в рамках экспертных команд из НИУ ВШЭ, так и в индивидуальном порядке (в т.ч. для Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства энергетики РФ, Программы развития ООН (в Узбекистане и России), Сколково и др.). Является автором более 10 научных публикаций, редактором учебного пособия «Макроэкономика. Практикум странового анализа» совместно с Морозкиной А.К., одним из авторов коллективной монографии «Трансформация российской публичной власти в условиях глобального кризиса», а также других учебников и учебных пособий. Бондаренко К.А. – член редсовета пяти научных журналов, в т.ч. входящих в SCOPUS / Web of Science, член редколлегии журнала «SN Business & Economics».

Морозкина_Александра_Константиновна.jpg

Морозкина Александра Константиновна – к.э.н., заместитель декана по науке Факультета мировой экономики и мировой политики, доцент Департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики Научно-исследовательского университета Высшая школа экономики; руководитель направления «Структурные реформы» Экономической экспертной группы; старший научный сотрудник научно-исследовательского финансового института Минфина России; ведущий эксперт Центра «Экспертный совет по вопросам участия Российской Федерации в объединении БРИКС». Александра Морозкина является автором более 20 научных статей по теме финансирования инфраструктуры, международного и странового неравенства и содействия развитию. А.К.Морозкина является экспертом Национального комитета по исследованию БРИКС, принимала участие в работе экспертных советов по обеспечению председательства России в Группе Двадцати (2012 год), Группе Восьми (2014 год) и БРИКС (2020 год). С 2022 года А.К.Морозкина принимает участие в работе Комиссии по содействию международному развитию Общественного совета Россотрудничества, в 2024 году стала председателем данной Комиссии. В 2020-2024 годах А.К.Морозкина принимала участие в шести научно-исследовательских работах по заказу Администрации Правительства РФ и Министерства Финансов РФ. Помимо научной деятельности, в академической сфере А.К.Морозкина преподает авторские дисциплины НИС «Проблемы экономического развития стран БРИКС» в рамках образовательной программы бакалавриата «Мировая экономика» НИУ ВШЭ и «Global Economic Development & Sustainable Development Goals» в рамках образовательной программы магистратуры «Устойчивое развитие» НИУ ВШЭ.

Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы выбрали свою сферу деятельности, какие карьерные и научные достижения считаете наиболее значимыми?

КБ: Выбрала сферу мировой экономики случайно, я была на 3 курсе университета, выступала на конференции одного научно-исследовательского института, и там мне предложили работу в отделе макроэкономических исследований. Я там работала три года, и поняла, что страны и мировая экономика – это мое. Самые большие достижения – это защита диссертации и благодарность моих студентов за те знания, которые они получают у меня на занятиях.

АМ: Я пришла в сферу исследований мировой экономики не сразу, первое время поработав в области финансовых рынков. Однако сначала исследования БРИКС и участие в работе академического форума и академического совета БРИКС, а затем сопровождение российского председательства в Группе Двадцати открыли передо мной сферу мировой экономики на стыке с международными отношениями. Особенно привлекательная часть работы – это, безусловно, общение с коллегами, как российскими, так и иностранными, обмен мнениями и научные дискуссии, которые каждый раз значимо обогащают собственные исследования и открывают новые горизонты.

Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в учебном пособии?

КБ: Ключевой идеей было показать, как работает макроэкономика. Самое главное – это примеры. На занятиях со студентами часто приходилось строить графики на реальных данных, искать эти данные, и показывать – как это все работает на самом деле. Показывать им, что макроэкономика – это не только теория, но и практика. И это очень важно – при том как для экономистов, так и для политологов, социологов и всех, кто так или иначе сталкивается с макроэкономическими вопросами в своей работе или исследованиях.

АМ: Учебное пособие строится на принципиально новом подходе – разбор макроэкономических теорий не на абстрактных примерах, а на реальных ситуациях. В текущих условиях переполненности информационного пространства и наличия многочисленных экспертных мнений очень важно ориентироваться в обоснованных научных подходах, критически осмыслять потребляемую информацию и уметь отличать компетентные комментарии. Наше учебное пособие протягивает ниточку от абстрактных теорий к практике и помогает ориентироваться в реальности мировой экономики.

Какие темы представлены в учебнике наиболее полно и почему вы решили сделать на них акцент?

КБ: Мы попытались раскрыть максимально все, что могли – и представить их максимально доступно и релевантно. В основе учебного пособия – любимая нами всеми макроэкономика, но написанная совсем не скучно – простым и понятным языком.

АМ: Безусловно, раскрыты все ключевые темы – основы макроэкономических моделей, экономический рост, денежно-кредитная политика, внутренние и внешние финансы, торговля, устойчивое развитие. Каждый параграф написан экспертами в своей сфере и ориентирован на базовый уровень понимания экономических процессов. Однако, учитывая необычный подход, материал может быть интересен и для искушенного читателя.

Какие разделы учебного пособия, на ваш взгляд, будут наиболее интересны студентам?

КБ: Фундаментально – это конечно первые (введение) и последние части (устойчивое развитие). Но в текущей ситуации очень актуальны тема инфляции и монетарной политики, госдолга. И еще обязательно почитайте наши эпиграфы, они поднимут Вам настроение!

АМ: Новый подход с примерами из реальной макроэкономики делает интересной любую тему. Мы постарались охватить как можно больше интересных примеров, от вопроса закрытой экономики на примере КНДР до факторов экономического роста на примере одной из самых быстрорастущих экономик мира – Индии – и примера разоряющего роста, связанного с рынком кофе в Бразилии.

Сталкивались ли вы с какими-либо трудностями в процессе написания книги, и как вы их преодолевали?

КБ: Безусловно сложным был поиск авторов – нам нужны были специалисты в каждой из сфер, либо люди с очень обширным кругозором. Пару глав мы удалили – потому что потенциальные авторы были очень загружены, и, к сожалению, не смогли принять участие в написании этой книги. Но, думаю, если мы будем публиковать продолжение – то обязательно пригласим их снова.

Второй сложностью был процесс редактирования – я делала это в первый раз, и это была огромная работа. Александра – еще один редактор книги – взяла на себя ответственность коммуницировать с издательством, за что я ей безмерно благодарна.

Наконец, я сама была автором нескольких глав – и написание их тоже сопровождалось сложностями – от поиска доступного материала до самого процесса написания.

Но финальный результат, конечно, превзошел все ожидания.

АМ: Ксения описала все основные организационные сложности, однако самое главное, что мы смогли преодолеть, довести наш проект до конца и уже используем книгу в своих учебных дисциплинах. Наш труд, каким бы сложным он ни казался в процессе, привел к созданию уникального материала, крайне полезного в преподавании и дальнейшей работе.

Какие советы вы бы дали тем, кто впервые хочет написать учебное пособие?

КБ: Если появилась идея – надо ее осуществлять, надо найти единомышленников и обязательно приготовиться к срыву всех дедлайнов (поэтому устанавливать их пораньше).

АМ: В первую очередь, нужен хорошо продуманный план. Он, скорее всего, не реализуется и претерпит множество изменений, но будет служить ориентиром долгое время! Не пасуйте перед трудностями, при желании все выполнимо!

Видите ли вы возможность для дальнейших исследований по теме вашей книги, и если да, в каком направлении они могли бы развиваться?

КБ: Мировая экономика меняется, и мир меняется вместе с ней. В текущих условиях этот процесс ускоряется, а риски – растут. Возможно, мы напишем что-то по этой теме в будущем…

АМ: В мировой экономике всегда есть место для дальнейших исследований! Это огромный сложный механизм, действие которого далеко не изучено, поэтому у нас грандиозные планы. Наш девиз – «нет экономики, кроме мировой экономики», и мы планируем продолжать ее изучать и делиться своими знаниями со студентами, коллегами и читателями.

Читать учебное пособие онлайн

Купить бумажную версию учебного пособия

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину