Азова Ольга Ивановна и учебник «Логопедические технологии». Интервью с автором
20 октября 2022
Азова Ольга Ивановна – доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального института. Автор-составитель программ по курсам «Нарушения письменной речи», «Логопсихология» и других.
На протяжении всей профессиональной жизни, начиная с 1991 года и по настоящее время О.И. Азова остаётся практикующим логопедом, консультирует детей с разной неврологической и речевой патологией. Руководит двумя центрами: 2010 году создала медицинский центр «Логомед прогноз», а в 2016 году – Центр коррекции и развития ребёнка «Логоцентр О. И. Азовой».
Азова О. И. является автором-составителем авторской методики по коррекции нарушения речи при алалии, аутизме, задержке речевого развития, сложной структуре дефекта. Методика обобщает опыт традиционных методов коррекции и инновационные авторские приемы работы с «безречевыми» детьми. Ольга Ивановна использовала комплексный подход в коррекции сложных речевых расстройств, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей.
На протяжении всей профессиональной жизни, начиная с 1991 года и по настоящее время О.И. Азова остаётся практикующим логопедом, консультирует детей с разной неврологической и речевой патологией. Руководит двумя центрами: 2010 году создала медицинский центр «Логомед прогноз», а в 2016 году – Центр коррекции и развития ребёнка «Логоцентр О. И. Азовой».
Азова О. И. является автором-составителем авторской методики по коррекции нарушения речи при алалии, аутизме, задержке речевого развития, сложной структуре дефекта. Методика обобщает опыт традиционных методов коррекции и инновационные авторские приемы работы с «безречевыми» детьми. Ольга Ивановна использовала комплексный подход в коррекции сложных речевых расстройств, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей.
Расскажите о себе, сделаем просто и стильно – три самых интересных факта об авторе-победителе PROЗНАНИЕ, чтобы с вами познакомиться.
Видимо, самые интересные факты все-таки не касаются профессиональной деятельности, но в то же время и с ней много связано. Профессия «логопед», при всей своей доступности обучения, когда-то была достаточно редкой. Можно было отлично учиться в школе и не поступить в институт. Когда я была абитуриенткой, то на одно студенческое место претендовало 28 человек. Окончив университет с отличием, я пошла работать логопедом в обычную общеобразовательную школу в районе Перово, что на Юго-Востоке столицы. Быстро поняв, как помогать детям при нарушении письма и чтения, я стала заниматься более сложной проблемой - нарушением усвоения орфографии у детей с ОНР. Разработав и освоив это направление помощи детям с такой проблемой, я защитила диссертацию. Правда, путь к ней был долгим - это было связано и с семьёй, и работой в университете. В общем, быстро не получилось, но научная работа, одна из первых в стране по теме ДИЗОРФОГРАФИИ все-таки была защищена в 2006 году. И тем не менее жизнь опять подкинула мне загадку – дети с аутизмом. Именно они выбрали наш медцентр «Логомед», основателем и директором которого я являлась тогда. Решив, что мы занимаемся «безречьем» любого генеза (происхождения), семьи стали приходить к нам на коррекцию. Тогда профессиональный ландшафт не был наполнен занятиями и процедурами, которые могли бы помочь при расстройстве аутистического спектра. Мы были одними из первых. Пришлось долго и много учиться, привозить из разных стран передовые методики, которыми уже владел мир.
Расскажите немного о книге. Давайте начнем с небольшой аннотации. О чем книга?
Расскажите немного о книге. Давайте начнем с небольшой аннотации. О чем книга?
В учебном пособии рассматриваются особенности становления речи и моторных функций у детей, а также их нарушения. Представлены технологии обследования произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя языка и связной речи, темпо-ритмической организации речи и моторных функций у детей. Подробно описаны методы и приёмы диагностики, критерии оценки нарушения формирования функций.
С чего вы начали работу над книгой, была ли перед этим статья, диссертация, какая-то отдельная глава?
Тогда только вышел мой учебник по ДИЗОРФОГРАФИИ в вашем издательстве. Редактор мне предлагала не останавливаться и продолжать писать по темам, которые меня интересуют. Я рассказала редактору о том, что мало учебного материала по теме обследования нарушений речи по разным нозологиям и направлениям. Именного не практического, а учебного материала.
Также уже давно Елена Александровна Дьякова предлагала написать технологии обследования заикания. В этой точке знания, желания и возможности пересеклись. Мы собрали авторский коллектив и описали логопедические технологии обследования речи и моторных функций. В соответствии с требованиями УМК.
Для кого вы писали книгу, кто, говоря современным языком, целевая аудитория?
Адресовано студентам высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация «бакалавр»). Может быть полезно студентам бакалавриата, обучающимся по направлениям «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование» – будущим педагогам начальной школы. Рекомендуется для обследования всех компонентов речи и моторных функций у детей с различными нарушениями.
Есть суждение, что учебные программы устаревают раньше, чем выпускник выйдет из дверей вуза, а научные открытия делаются все чаще. Как думаете, чем определяется актуальность научного/учебного произведения?
Опора не на «модное», а на классическое с преломлением в современность. На текущем этапе важно, наверное, основываться на исследованиях не только отечественных коллег, но зарубежных. Во всех странах есть свой опыт, его нужно учитывать. Немаловажно учитывать опыт работы в смежных дисциплинах. В логопедии, например, это нейропсихология, лингвистика, психолингвистика, медицина.
То, о чем вы пишете. Сколько времени вы посвятили данному направлению, чем оно вас заинтересовало?
В глобальном смысле – это вся профессиональная жизнь, в прикладном – год работы над рукописью. Интерес в том, чтобы дать студентам в руки инструментарий, «конструктор», в котором можно выбрать задания для детей разных возрастов и нарушений, степени их тяжести.
Скажите, что вы можете сказать о новом поколении профессионалов в вашей сфере? Как бы Вы определили их основной интерес в науке?
Стагнация в нашей науке. И это не может радовать. Молодое поколение любит шоу. Его сложно привнести в науку. Исследования – это не соцсети. Они требуют не только усердия, но сосредоточенности на изучение материала, проведении эксперимента, анализ научных и полученных практических данных. Пока я наблюдаю основной интерес к науке прошлых лет. Новых исследований - крупицы.
Вы планируете написать что-то еще, ждать ли нам новых книг?
Очень хотелось бы продолжение логопедических технологий. Авторский коллектив потрудился над обследованием, теперь время коррекции нарушений. Именно технологий коррекции.
В этом году Инфра-М исполнилось 30 лет. Что вы можете пожелать издательству?
Новых авторов. И новых книг как о будущих, так и постоянных авторов издательства. Конечно, чтобы всё случилось, необходимы и силы, и желание работать, и здоровье, чтобы всё задуманное исполнить.
Читать Логопедические технологии на ЭБС Znanium
Прочитать другие интересные работы Ольги Ивановны Азовой
Итоги II Международного конкурса PROЗНАНИЕ – больше интересных книг и талантливых авторов
С чего вы начали работу над книгой, была ли перед этим статья, диссертация, какая-то отдельная глава?
Тогда только вышел мой учебник по ДИЗОРФОГРАФИИ в вашем издательстве. Редактор мне предлагала не останавливаться и продолжать писать по темам, которые меня интересуют. Я рассказала редактору о том, что мало учебного материала по теме обследования нарушений речи по разным нозологиям и направлениям. Именного не практического, а учебного материала.
Также уже давно Елена Александровна Дьякова предлагала написать технологии обследования заикания. В этой точке знания, желания и возможности пересеклись. Мы собрали авторский коллектив и описали логопедические технологии обследования речи и моторных функций. В соответствии с требованиями УМК.
Для кого вы писали книгу, кто, говоря современным языком, целевая аудитория?
Адресовано студентам высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация «бакалавр»). Может быть полезно студентам бакалавриата, обучающимся по направлениям «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование» – будущим педагогам начальной школы. Рекомендуется для обследования всех компонентов речи и моторных функций у детей с различными нарушениями.
Есть суждение, что учебные программы устаревают раньше, чем выпускник выйдет из дверей вуза, а научные открытия делаются все чаще. Как думаете, чем определяется актуальность научного/учебного произведения?
Опора не на «модное», а на классическое с преломлением в современность. На текущем этапе важно, наверное, основываться на исследованиях не только отечественных коллег, но зарубежных. Во всех странах есть свой опыт, его нужно учитывать. Немаловажно учитывать опыт работы в смежных дисциплинах. В логопедии, например, это нейропсихология, лингвистика, психолингвистика, медицина.
То, о чем вы пишете. Сколько времени вы посвятили данному направлению, чем оно вас заинтересовало?
В глобальном смысле – это вся профессиональная жизнь, в прикладном – год работы над рукописью. Интерес в том, чтобы дать студентам в руки инструментарий, «конструктор», в котором можно выбрать задания для детей разных возрастов и нарушений, степени их тяжести.
Скажите, что вы можете сказать о новом поколении профессионалов в вашей сфере? Как бы Вы определили их основной интерес в науке?
Стагнация в нашей науке. И это не может радовать. Молодое поколение любит шоу. Его сложно привнести в науку. Исследования – это не соцсети. Они требуют не только усердия, но сосредоточенности на изучение материала, проведении эксперимента, анализ научных и полученных практических данных. Пока я наблюдаю основной интерес к науке прошлых лет. Новых исследований - крупицы.
Вы планируете написать что-то еще, ждать ли нам новых книг?
Очень хотелось бы продолжение логопедических технологий. Авторский коллектив потрудился над обследованием, теперь время коррекции нарушений. Именно технологий коррекции.
В этом году Инфра-М исполнилось 30 лет. Что вы можете пожелать издательству?
Новых авторов. И новых книг как о будущих, так и постоянных авторов издательства. Конечно, чтобы всё случилось, необходимы и силы, и желание работать, и здоровье, чтобы всё задуманное исполнить.
Читать Логопедические технологии на ЭБС Znanium
Прочитать другие интересные работы Ольги Ивановны Азовой
Итоги II Международного конкурса PROЗНАНИЕ – больше интересных книг и талантливых авторов