Аникин Валерий Михайлович об учебном пособии «Диссертанту о диссертации: семантический аспект»

18 августа 2024
Аникин Валерий Михайлович об учебном пособии «Диссертанту о диссертации: семантический аспект»
Для каких уровней обучения и специальностей предназначено учебное пособие?

В учебном пособии «Диссертанту о диссертации: семантический аспект» излагаются современные представления о содержании и методологии представления новых знаний в форме диссертации, т. е. в первую очередь издание предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней – людям, имеющим за плечами высшее образование (специалитет или магистратуру) и определенный период обучения в аспирантуре. Но на самом деле целевая аудитория издания гораздо шире, поскольку аналогичные нормы изложения и представления нового знания имеют место как при защитах докторских диссертаций, так и при защитах выпускных квалификационных работ в специалитете, бакалавриате, магистратуре. Естественно, в число читателей книги включаются и научные эксперты.

Общая структура пособия и его содержание затрагивают методологическую проблематику, родственную и значимую для всех отраслей науки. Читателям с высшим образованием по любой специальности будет интересно ознакомиться с разделами книги, посвященными истории научной экспертизы и диссертационных защит в России, характеристикам научного текста, определяющим его диссертационный статус, «жизни» научного знания, структуре защищаемых научных положений, этапам экспертизы диссертации в соответствии с последними официальными требованиями, роли научных школ, стилям научного руководства аспирантами и задачам научного руководителя. Поскольку авторы являются физиками, отдельные конкретные вопросы, затрагивающие специальные знания в области физико-математических и технических наук, доступно изложены на примерах соответствующего содержания при сохранении универсальной структуры изложения.

Чем был обусловлен выбор тематики учебного пособия?

Наш многолетний опыт работы в диссертационных советах в должностях ученого секретаря и председателя совета показал, что многие соискатели при представлении диссертации к защите испытывают затруднения, прежде всего, при формулировке главных аспектных характеристик своей работы, а именно: не знают этимологии термина «диссертация» (это приводит к курьёзам), расплывчато формулируют цель своего исследования, допускают методологическую путаницу в описании научной новизны, защищаемых научных положений, формулировке выводов диссертации, не умеют привести конкретные доводы в пользу корректности (истинности) полученных результатов и т. п. При составлении своего автореферата используют случайно подвернувшиеся под руку тексты предшественников. «Камнем преткновения» становится, как правило, формулировка положений (утверждений), выносимых на защиту, которые, собственно, и определяют квинтэссенцию новизны диссертационной работы.

Поэтому в пособии детально разбираются вопросы диалектики объекта, предмета и цели исследования, верифицируемости полученных новых результатов, приводится логически оптимальная схема расположения аспектных характеристик диссертации (в самой диссертации и в ее автореферате), даются рекомендации соискателям по содержанию доклада на защите диссертации. Определяются и общие признаки, которым должна удовлетворять диссертация (идеалы научности, критерии качества научной работы, диссертация как научный нарратив, принципы объективной оценки диссертации, диссертант как субъект культуры).

Использовали ли Вы какие-то особенные формы подачи материала?

При «обучении» мы используем такой прием, как «работа над ошибками», т.е. ставим задачу нахождения неточностей различного вид в приводимых формулировках аспектных характеристик. Работа соискателя над диссертацией рассмотрена в контексте теории целенаправленной системы деятельности. «Выведена» «формула» для нового научного знания как «суммы» предшествующего знания и защищаемых научных положений. Для образности при характеристике взаимоотношений научного руководителя и соискателя ввели специфические типажи того и другого (Гений, Талант, Мастер, Потребитель, Хитрец, Революционер). Содержание каждой главы соотносится с меткими высказываниями великих людей прошлого.

С позиции общего науковедения можно считать, что в пособии отражены вопросы диссертациеведения, понимаемого авторами как проявление всего комплекса творческих действий соискателя и научных экспертов, связанных с репрезентацией знания в единстве науковедческого, историографического, нарратологичексого, библиометрического и иных аспектов.

Есть ли в учебном пособии материалы в помощь преподавателю и студенту?

Да, конечно. Книга снабжена вопросами к каждой главе, концентрирующими внимание на главных моментах, а также обширным списком литературы, содержащим как публикации авторов по различным вопросам защиты диссертационных работ (включая учебное пособие «Диссертация в зеркале автореферата» (ИНФРА-М, 2013 – 2024 гг.)), так и других авторов, что позволяет обратиться к полезным источникам.

В программах подготовки в Саратовском университете книга «Диссертанту о диссертации: семантический аспект» используется при проведении дисциплин аспирантуры, магистратуры и бакалавриата: «Кандидатская диссертация: методологический аспект», «Методологические основы научной деятельности», «Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы».

Читать онлайн учебное пособие «Диссертанту о диссертации: семантический аспект»
Купить бумажную версию книги

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину