Агафонова Кристина Евгеньевна об учебном пособии «Цифровые технологии в педагогической деятельности»
Расскажите, как были сформированы Ваши научные интересы, и иные интересные факты из Вашей биографии.
С самого детства я мечтала стать учителем и работать со Словом. Уже в три года я «учила» папу алфавиту, а с 14 лет начала работать в юношеских газетах и журналах, включая «Пионерскую правду». Я писала заметки, рассказы и даже стихотворения. Обучение в Институте русского языка им. А.С. Пушкина было необычным опытом — в нашей группе учились 14 иностранных студентов из разных стран: Китая, Ирана, Таиланда.
Бакалавриат, магистратуру и аспирантуру я закончила с отличием. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Проблема понимания скрытых и явных словесных выпадов в политическом дискурсе» была посвящена языку политики. Работа была высоко оценена председателем диссертационного совета, советским и российским лингвистом-русистом, доктором филологических наук, профессором, член-корреспондентом и действующим членом Академии педагогических наук СССР Виталием Григорьевичем Костомаровым.
Стоит отметить, что во время обучения в аспирантуре я одновременно работала заместителем директора крупной государственной организации в социальной сфере на протяжении пяти лет, где мы занимались во многом цифровизацией ресурсов. За время работы я была отмечена Благодарностью мэра столицы Сергея Собянина и Министерства Просвещения. Защитив диссертацию, я сменила вектор развития и полностью посвятила себя преподаванию и науке, работала в Институте русского языка им. А.С. Пушкина, РУДН и др.
В настоящее время я активно разрабатываю методические материалы и учебные курсы по РКИ, а также занимаюсь переподготовкой кадров, обучив более 300 преподавателей к началу 2025 года. Наставничество доктора педагогических наук, профессора Шляхова Владимира Ивановича дало мне твёрдую основу для научных исследований и педагогической деятельности. Также своему опыту работы я обязана Учебному центру русского языка, где являюсь соавтором курса повышения квалификации «Цифровые технологии в преподавании РКИ». Также я являюсь ведущей и автором просветительского онлайн-проекта «Кухня РКИ».
Расскажите немного о себе: какие дисциплины исследуете или преподаете? И чтобы сделать интервью ярче — три самых интересных факта о Вас.
В настоящее время мой научный интерес расширяется: к скрытым смыслам и влиянию слов на сознание людей через метафоры, иронию, мемы и намёк. Мои научные труды включают более 20 статей и книгу «От метафоры до фейков: словесное воздействие на эмоции, знания и поведение людей». Сейчас с коллективом авторов работаю над различными учебными пособиями.
Для кого Ваша книга в основном и кому могла бы пригодиться дополнительно для общего развития или дополнительного образования?
Сегодня преподаватель сталкивается со многими вызовами, среди которых: клиповость мышления учеников, цифровизация образования и других сфер, конкуренция. В нашем пособии мы говорим не только об основах современных информационных технологий, но и о том, как научиться создавать собственные учебные онлайн-продукты, использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и профессиональной деятельности, а также создавать и продвигать свой собственный цифровой бренд.
Наше пособие рассчитано как на начинающих преподавателей, так и на опытных профессионалов, оно поможет повысить не только цифровую грамотность, но и профессиональный уровень преподавателя. Оно обобщает опыт использования цифровых ресурсов в различных высших учебных заведениях, как в России, так и за рубежом.
Направление, над которым Вы работаете: какие у него научные перспективы, какие сейчас стоят вызовы для исследователей?
Сегодня внимание приковано к использованию искусственного интеллекта в различных сферах. В нашем пособии есть раздел об этом, но мы считаем, что эта тема достойна последующего развития в наших следующих книгах.
Пожелайте что-то Вашим читателям. Пару слов для будущих профессионалов, которые сейчас проходят нелегкий путь освоения знаний.
Желаю любви к своему труду, потому что работа, которая делается с любовью, это уже не работа, а — призвание! А еще желаю здоровья и вдохновения — это всегда пригодится!