«Социокультурная идентичность: воспитание на базе традиционных ценностей»: лекция на Международной выставке-форуме «Россия»

20 февраля 2024
«Социокультурная идентичность: воспитание на базе традиционных ценностей»: лекция на Международной выставке-форуме «Россия»

13 февраля 2024 года на Международной выставке-форуме «Россия», проходящей в эти дни на ВДНХ в павильоне №57, с лекцией на тему «Социокультурная идентичность: воспитание на базе традиционных ценностей» выступил кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики начального образования факультета начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета, главный редактор научно-педагогического издания «Журнал педагогических исследований» Сергей Викторович Яковлев.


Яковлев Сергей Викторович Форум Россия ВДНХ 3.jpg

В плане лекции была поставлена проблема формирования социокультурной идентичности личности учащихся. Ее актуальность обусловлена проведенным анализом нормативных документов в области образования.

Были рассмотрены соотношение содержания и структуры систем ценностей традиционной культуры общества и базовой культуры личности, а также понятие «Воспитанность личности» как мера социокультурной идентичности систем персональных ценностей и ценностей традиционной культуры общества.

Лектором была представлена разработанная им модель возрастного развития системы ценностей личности учащихся общеобразовательной школы.

На лекции были раскрыты способы передачи ценностей культуры общества и средства их эффективного усвоения развивающейся личностью на основе междисциплинарного подхода, а также языковые средства коммуникативного ценностного взаимодействия традиционной культуры общества и базовой культуры личности. Слушатели выяснили, что важнейшим условием трансляции ценностей культуры является общение, проявляемое в его вербальных и невербальных формах. При этом эффективность средств передачи и усвоения ценностей культуры в процессе воспитания определяется выбором ценностных модальностей языка педагогического общения, соответствующих структурным компонентам системы ценностей, и стиля педагогического взаимодействия, сообразных возрасту воспитанника.

На примерах было проиллюстрировано существование методов воспитания в языке и стиле педагогического общения и раскрыты психологические механизмы их реализации в педагогическом взаимодействии при актуализации ценностного содержания традиционной культуры.

Яковлев Сергей Викторович Форум Россия ВДНХ 2.jpg

Сергеем Викторовичем Яковлевым были представлены практические приложения излагаемых подходов к:

- разработке содержания образования с актуализацией его ценностного воспитательного компонента;

- планированию урока на ценностной основе в общеобразовательной школе;

- подготовке будущего учителя к формированию социокультурной идентичности у учащихся общеобразовательной школы при использовании на занятиях со студентами педвуза аксиологического анализа педагогических ситуаций с позиции изучения ценностного контекста педагогического общения, освоение способов которого учителем способствует повышению качества воспитания у учащихся социокультурной идентичности.

Были рассмотрены возможности практического применения изложенной авторской концепции формирования социокультурной идентичности личности учащихся в педагогическом просвещении родителей (законных представителей детей) и семейном консультировании при педагогическом взаимодействии семьи и школы.

Лектор является автором трех монографий по заявленной проблематике, изданных в НИЦ ИНФРА-М, а также многочисленных научных работ по вопросам педагогической аксиологии. Студенты МПГУ, присутствовавшие на лекции, задавали интересные вопросы и активно участвовали в обсуждении ее темы. Они также отметили практическую пользу приобретенных знаний.

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину