Федосеева Наталья Алексеевна о практикуме «Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский): Эксплуатация беспилотных авиационных систем»
Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы выбрали свою сферу деятельности, какие карьерные и научные достижения считаете наиболее значимыми.
Федосеева Наталья Алексеевна, преподаватель английского языка Ульяновского Авиационного колледжа-Межрегионального Центра компетенций (с 2006 года), имею высшую категорию. Имею богатый опыт работы с студентами, обучающимися по техническим специальностям.
Я являюсь автором учебно-методических пособий для специальностей СПО:
- технология машиностроения;
- производство летательных аппаратов;
- техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
- техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов;
- техническое обслуживание авиационных двигателей;
- эксплуатация беспилотных авиационных систем;
- обслуживание и ремонт авиационной техники.
В настоящее время мною выпущена книга в издательстве ИНФРА-М по учебной дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Я также являюсь автором статей в научных журналах и конференциях, в том числе и руководителем научных статей студентов в области технических наук.
Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в своей книге?
В своем практикуме я освещаю современные вопросы эксплуатации беспилотных авиационных систем, такие как обеспечение безопасности полетов, автоматизация процессов, интеграция с другими видами транспорта.
Мой практикум разработан специально для студентов, осваивающих профессиональную деятельность в области беспилотных авиационных систем. В нем сочетаются теоретические знания и практические навыки, что позволяет студентам уверенно использовать английский язык в профессиональной сфере. В практикуме представлены тексты и грамматический материал, которые адаптированы под уровень владения английским языком каждого студента. Упражнения, предложенные мною, разноуровневые, и каждый студент способен выполнить эти задания при условии тщательной проработки текстов.
Какие темы представлены в учебнике наиболее полно и почему вы решили сделать на них акцент?
В моем учебнике наиболее полно представлены темы, связанные с современными аспектами эксплуатации беспилотных авиационных систем, такими как обеспечение безопасности полетов, осуществление полетов, радионавигационные и визуальные средства, сферы применения беспилотников в современных условиях и проработка инструкций по применению дронов. Я решила сделать акцент на этих темах, поскольку они являются ключевыми для понимания текущих технологических трендов и развития отрасли. Кроме того, в учебнике особое внимание уделяется технической терминологии, навыкам профессиональной коммуникации и практическим ситуациям, с которыми сталкиваются специалисты в этой области.
Какие разделы практикума, на ваш взгляд, будут наиболее интересны студентам?
Полагаю, наиболее интересными для студентов будут разделы, связанные с профессиональной лексикой в области эксплуатации беспилотных авиационных систем, а также специализированные задания на развитие навыков коммуникации в международных условиях. Особое внимание вызывают практические кейсы и ситуационные упражнения, имитирующие реальные профессиональные ситуации, что способствует более глубокому усвоению материала.
Сталкивались ли вы с какими-либо трудностями в процессе написания книги, и как вы их преодолевали?
Да, одним из серьёзных вызовов было балансирование между теоретической составляющей и практическими аспектами, а также необходимость адаптировать сложные технические материалы на английском языке для студентов разного уровня подготовки. Чтобы преодолеть эти трудности, я тесно сотрудничала с преподавателями спецдисциплин из области беспилотных систем, а также использовала примеры из практики и обратную связь студентов, что помогло сделать материал более доступным и интересным.
Какие исследования легли в основу вашей работы, и были ли какие-то неожиданные открытия в процессе написания?
При работе с начальной версией учебного пособия я опиралась на результаты опросов наших студентов, чтобы определить, какие типы заданий вызывают у них наибольший интерес и являются для них выполнимыми. Для повышения заинтересованности студентов в изучении материала я предлагала задания, предполагающие использование интернета, заполнение различных таблиц, схем и классификаций. В ходе работы я отметила для себя, насколько важно сочетать техническую точность с педагогической доступностью. Неожиданным открытием стало то, что даже самые сложные технические термины можно эффективно объяснить через контекстуальные упражнения и практические задания, что существенно повышает уровень усвоения материала.
Как вы адаптировали научные материалы при создании книги, чтобы они были доступны для восприятия читателями разного уровня?
Я использовала подход постепенного усложнения: начиная с базовых терминов и понятий, постепенно вводя более сложные конструкции и профессиональную лексику. Включала многочисленные примеры, иллюстрации, упражнения с различной степенью сложности, а также схемы и таблицы для визуализации информации. Такой метод позволял студентам легче проникнуть в материал и развивать навыки на разных уровнях подготовки. Также материал, представленный в пособии, был отобран в соответствии с принципом частотности употребления в профессиональном общении.
Каков был процесс работы с издательством и какие аспекты редактирования или оформления вы считаете особенно важными?
Работа с издательством проходила в тесном сотрудничестве — от разработки структуры книги до финальных этапов редактуры. Особенно важным считаю тщательное вычитку и редактирование, а также оформление учебных материалов с учетом современных требований к визуальной привлекательности и удобству восприятия. Четкие коррективы работников издательства и понятные инструкции помогали мне в работе.
Какие советы вы бы дали тем, кто впервые хочет написать учебник, учебное пособие или монографию?
Прежде всего, нужно четко определить целевую аудиторию и цели, которых вы хотите достичь. Важно проработать структуру и содержание, опираясь на практический опыт. Не бойтесь обращаться за обратной связью к коллегам и потенциальным пользователям. И, конечно, важно сохранять настойчивость и не бояться редактировать и улучшать свой труд по мере необходимости.
Видите ли вы возможность для дальнейших исследований по теме вашей книги, и если да, в каком направлении они могли бы развиваться?
Безусловно, тема эксплуатации беспилотных систем продолжает активно развиваться. В будущем я планирую заниматься исследованиями в области автоматизации обучения английскому языку и созданием более полных и современных материалов, необходимых для повышения эффективности и доступности образовательных программ по этой специальности. Такой подход поможет сделать изучение английского языка более увлекательным, удобным и результативным для широкого круга обучающихся.