0

Закрепина Алла Васильевна об учебном пособии «Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ»

2 апреля 2024
Закрепина Алла Васильевна об учебном пособии «Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ»

Наше учебно-практическое пособие «Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ» адресовано прежде всего родителям, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть дети, которые в силу разных причин и обстоятельств испытывают трудности в социальном развитии и, конечно же, в навыках самообслуживания, дети, которым постоянно требуется в быту помощь взрослого.

Как учебное пособие эта книга состоит из тезисов теории из области психологии, педагогики, с комментариями к практическому материалу — это серии игр в разных направлениях социального развития ребёнка.

Это пособие может быть использовано в обучении студентов, будущих дефектологов, начиная с того момента, когда они соприкасаются с новой практикой, с первой практикой. Это могут быть пробные занятия с детьми в образовательной организации во время практических семинаров. Это может быть начинающая практика или начало трудовой деятельности, которая зачастую сопутствует будущей профессии дефектолога параллельно с учёбой в вузе, а также после окончания вуза.

 

Готовим родителей и студентов к нестандартным ситуациям

 

Конечно, в нашей книге даны подробные инструкции, которые позволяют обратить внимание на дидактические приёмы. И благодаря им ребёнка можно вовлечь в игру, тем самым управлять игровой ситуацией, даже когда она, например, идёт не по плану.

Родителям такая ситуация может быть знакома, поэтому книга читается легко. Родитель знает, как переключить ребёнка на другой вид деятельности.

А вот для студента, будущего дефектолога игровая ситуация не по плану требует определённых знаний и умений. Конечно, в этой книге мы даём такие варианты ситуации.

 

Хочу обратить внимание, что должно быть понимание, что за ребёнок перед взрослым, какие у него особенности развития, поведения, речи. И тогда наладить игру с любым ребёнком становится возможным, если есть представление о нём и тех возможных шагах, решениях в развитии любой нестандартной ситуации, в том числе игровой, когда требуется наладить общение в виде специального обучения. Как раз в этом пособии мы предлагаем те варианты определённых шагов и умений, которые можно применить, чтобы такое взаимодействие с ребёнком было продуктивным и пошло на пользу его развитию.

Поэтому эта книга и для родителей с одной стороны, которым знакома ситуация общения с ребёнком, и для студента, который будет знакомиться с этой ситуацией и увидит разные варианты, его выбор будет зависеть только от его познавательной активности.

 

Учебное пособие для современного поколения дефектологов

Если говорить о современном поколении студентов, то на мой взгляд оно более решительное, более творческое, более категорично в плане самовыражения. Как будущие специалисты дефектологи многозадачны. Может быть поэтому частый поиск в профессиональном становлении становится более тернистым и длительным. Дети, с которыми приходится работать дефектологу, сегодня тоже стали сложными. Это не просто дети, например, с умственной отсталостью или задержкой развития. Мы наблюдаем сегодня случаи сочетанных патологий, встречаем патологии, которые обусловлены тяжёлыми травмами или редкими болезнями, а также внешними факторами. Например, окружающая цифровая среда, которая управляет поведением этих детей, их ценностями, в конце концов их возможностями. И современному дефектологу приходится решать не одну задачу, а сразу несколько, чтобы помочь такому ребёнку.

 

С точки зрения студента как ученика, он, получается, перенасыщен информационным полем. В наше время, когда мы учились, наши источники теории, практики дефектологии были в библиотеке. Мы могли только мечтать, чтобы познакомиться с новыми технологиями, которые заменяют, например, сегодня поражённые или недозрелые функции: функции движения, зрения, слуха, в конце концов, интеллекта. А сегодня студенту это доступно, и не надо специально идти в библиотеку. Виртуальное информационное поле даёт возможность познакомиться со всем этим, не выходя из учебного класса — много решений, много вариантов, много планов. Всё это доступно современному студенту, это всё надо знать. Вот эта многозадачность и многоплановость, в которые погружён современный студент, будущий дефектолог, как раз является его отличительной особенностью, и мы это понимаем и учитываем при подаче материала как учебной информации.

 

Чтобы помочь студенту, будущему дефектологу, всё это осмыслить, охватить, овладеть полезной теорией и практикой, приходится также прибегать к разнообразным формам подачи материала. Например, жанр нашей книги, нашего пособия — это жанр книги для родителей, он как раз позволяет будущему дефектологу смотреть на ребёнка не виртуально, не в каких-то представлениях, если он не имел дело с детьми до того, как поступил в институт, а глазами близкого взрослого; примерить на себя эти разные игровые ситуации. И в книге мы как раз предлагаем подсказки и варианты, инструкции, чтобы повернуть ситуацию игры в нужном направлении, и при этом достичь результата как специалисту.

 

Темы учебного пособия

 

Темы, представленные в нашем учебном пособии, взяты из жизни, из практических ситуаций с детьми, и теория, которая даётся в начале книги, буквально несколько страниц — это теория тоже из жизни. Социальное развитие, как мы знаем, это одна из важных линий становления человека как личности, и чтобы его воспитать, научить полезному, надо знать её особенности, условия и пути развития. Что же социального закладывается вот в возрастных вехах? Какие первые шаги совершает ребёнок к социальному взаимодействию? Как появляется интерес у ребёнка к самому себе и накапливаются социальные умения? Как объясняют учёные роль социальной ситуации развития и роль близкого взрослого в жизни ребёнка?

 

Можно говорить о том, что теория всегда не просто даётся студенту в плане её осмысления. Сначала это определённая область и в ней идеи, потом известные фамилии и их исследования. И может пройти много лет, пока эта теория ляжет на ту практику, с которой дефектолог имеет дело сегодня и сейчас, и, конечно, преподавателю следует делать акценты на идеях научных школ, логике их исследований и практических результатах. Именно поэтому в нашей книге первая глава — это теоретические аспекты. Они связаны с социальным развитием детей, закономерностями, особенностями. Вот эти теоретические вопросы заданы самой практикой, жизнью, развитием ребёнка, и на этой основе, конечно, мы и предлагаем ситуации, игры и задания — они являются научно обоснованными.

 

Все темы, отражённые в нашей книге, многократно проиграны на практике, они все понятны, их надо правильно систематизировать, и в книге тематика игр дана в определённой логике научной теории отечественной школы дефектологии. Однако вызовом стала сама подача материала: она должна быть и научно обоснованной, и, в то же время, доступной для восприятия, понимания, а также репродукции или воспроизведения. Думаю, что с этим сталкивается каждый автор, будь то исследование или серьёзная публикация.

 

И каждый раз ещё на стадии идеи создания вот такого подобного продукта задаёшь себе вопрос: кто и как будет читать эту книгу, какая польза будет человеку от прочитанного. Например, если это программист, ему зачем наш материал, игровые ситуации с детьми? Но это может быть заботливый отец, который участвует в воспитании ребёнка с трудностями социального развития. Мы видим таких детей в семьях на консультациях в институте коррекционной педагогики, это дети раннего возраста. Они получают основную информацию с планшета, многие из них. Но при этом они не просятся на горшок. Они не умеют играть, они не могут попросить о помощи. Папе-программисту будет очень полезна эта книга. А если это студент? Будет ли понятен смысл того, что мы представляем в ней? У студента зачастую нет опыта работы с детьми. Но это будущие профессионалы, и в книге даются разные варианты проигрывания ситуации поведения детей. Их надо читать, запоминать, воспроизводить и активно применять на практике, и книга этом поможет. А если я преподаватель? Какая польза от этих материалов преподавателю, как их правильно использовать, чтобы научить студента? Или я — родитель, я — волонтёр, я — няня. Каждый раз представляешь, кто потенциально может взять твою книгу в руки. Поэтому для разной аудитории эта книга будет полезна в зависимости от того опыта и тех задач, которые ставят взрослый перед собой для того, чтобы использовать её содержание на благо социального развития ребенка.

 

Игровые ситуации в учебном пособии

 

Темы, в рамках которых раскрыто содержание игровых ситуаций, представленных в книге, открыты для пополнения. Цель представленных игр — служить образцом, а специалист может по аналогии придумать свои игры, вариации проигрывания ситуации с учётом возможностей ребёнка, особенности его поведения больше зависят от опыта, интуиции специалиста, от того, как он чувствует ребёнка. Отсюда и поиск приёмов. Если педагогу необходимо искать ещё какой-то вариант проигрывания ситуацию, то, думаю, что можно обратиться и к опыту коллег, которые публикуют практические пособия подобного плана. Если непонятно, почему выбрана конкретная игра и приёмы сопровождения этой игры, то надо посмотреть теорию в этом направлении. Вот здесь, конечно, надо дорабатывать, и в нашей книге мы опираемся на отечественную школу дефектологии, культурно-историческом теорию развития личности Л.С. Готского. В учебном пособии акцент сделан на определённых направлениях социального развития, которое в первые годы жизни происходит на фоне ведущей деятельности — игровой. Поэтому одно из направлений, которое мы раскрываем и предлагаем включить в содержание игр, это формирование социальных умений в игре как ведущей деятельности. Речь идёт о конкретных умениях, которые важны для ребёнка с точки зрения созревания его социальности, самостоятельности в быту, познавательной деятельности, и мы делаем акцент на коммуникативных умениях, которые позволяют ему общаться с близкими взрослыми, в среде сверстников и взрослых. Это познавательная активность, без которой не может состояться социальность ребёнка: то, что он познаёт, он переносит в общение, в социальные контакты, в социальное поведение. Это бытовые умения — к этой теме часто сводится проблема социального развития детей, которые нуждаются в помощи взрослого. Это могут быть дети с отставанием в психофизическом развитии, это могут быть дети после тяжёлой госпитализации.

 

Чтобы правильно организовать игру с таким ребёнком, важно насытить игровое пространство, поэтому второе направление, на котором мы делаем акцент в этой книге, это пути использования игрового материала. Показаны игры с водой, с пластичными материалами, с использованием рисунков или конструктора. Хотелось бы подчеркнуть, что ситуации, в которых ребёнок овладевает социальными умениями, полезны для познания окружающего мира и взаимодействия с ним. И они могут быть разными. В любом случае, необходима серьёзность намерений взрослого, естественность игровой среды, которая должна быть приближена прежде всего к потребностям и к возрасту ребёнка, к его особенностям развития с точки зрения доступности этой среды. Мы уверены, что развитие социальных умений у детей будет проходить эффективно, если игровая ситуация продумана взрослым, а не спонтанно вводится в момент, когда ребёнок хочет играть. И она сопровождается помощью, комментариями, его заинтересованностью быть партнёром для ребёнка. И наше пособие как раз поможет осмыслить процесс обучения детей в направлении социального развития в непринуждённой и близкой к опыту ребёнка обстановки. Мне остаётся только пожелать всем терпения и успехов.


Читать учебное пособие «Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ» онлайн



Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину