0

Стрелкова Ирина Борисовна о пособии «Управление персональными информационными потоками в условиях цифровой образовательной среды: методический инструментарий»

30 сентября 2023
Стрелкова Ирина Борисовна о пособии «Управление персональными информационными потоками в условиях цифровой образовательной среды: методический инструментарий»

Стрелкова Ирина Борисовна — заведующая кафедрой технологий профессионального образования; Республиканский институт профессионального образования (РИПО); кандидат педагогических наук, доцент по специальности «Педагогика»; официальный представитель компании "Антиплагиат" в Беларуси по обучению.

Книга: «Управление персональными информационными потоками в условиях цифровой образовательной среды: методический инструментарий»


Для кого предназначено пособие?

Данное издание – прежде всего, научно-практическое, а не учебное пособие, потому что предназначено оно не для студентов, а для профессионалов – представителей научного, педагогического и библиотечного сообщества, то есть для преподавателей, учёных и библиотекарей. Подзаголовок «методический инструментарий» как раз и показывает его практикоориентированность. И я уверена, что его содержание будет должным образом оценено преподавателями и исследователями. С другой стороны, это пособие в полной мере относится и к учебным изданиям, поскольку оно соответствует учебной программе по учебной дисциплине «Управление персональными информационными потоками» специальности переподготовки «Технологии цифрового образования», которая будет реализована с 2024 года в Республиканском институте профессионального образования (г. Минск, Беларусь). Слушателями переподготовки будут выступать преподаватели, руководители, методисты колледжей Беларуси и не только (РИПО – базовая организация СНГ по профобразованию).


Каждое поколение читателей отличается от предыдущего. Учитывали ли вы особенности читателей? Используете ли какие-то особенные формы подачи материала?

Материал в данном пособии подаётся как раз с учётом особенностей целевой читательской аудитории – очень занятых профессионалов, которые нуждаются в помощи, связанной с организацией работы с информацией, с управлением персональными информационными потоками. Мы придерживались принципа максимальной визуализации. Пособие содержит по сути пошаговые «инструкции» по использованию различных цифровых инструментов для управления информационными потоками – это 272 рисунка (скриншоты со стрелочками либо выделением определённых элементов). 

Например:

Кроме того, пособие снабжено большим количеством гиперссылок в виде QR-кодов на онлайн платформы и сервисы, готовые примеры реализации предложенных цифровых инструментов, рекомендуемые для просмотра авторские вебинары, ЭУМК и др. 

Например:



Какие темы из представленных в учебном пособии обычно легко даются обучающимся, а какие воспринимаются с дополнительными усилиями? На чем стоит сделать акцент?

Достаточно сложно воспринимаются темы, связанные с работой на онлайн платформах для разработки образовательных ресурсов либо осуществления информационного поиска, имеющих англоязычный интерфейс, поскольку обучающиеся не всегда владеют английским языком на должном уровне либо вообще не владеют. Попытки перевести всю интернет-страницу на русский язык с помощью Google или Яндекс Переводчика не всегда дают качественный результат. Рекомендую использовать данные инструменты для перевода отдельных фраз, предложений, абзацев.


Есть ли в вашем учебном пособии материалы в помощь обучающемуся?

По сути вся практическая часть пособия – это понятные пошаговые материалы в помощь обучающемуся. QR-коды часто содержат ссылки на информационные ресурсы, образовательные порталы, страницы загрузки свободно распространяемого программного обеспечения для разработки образовательных «продуктов», а также ссылки на авторские вебинары, предназначенные для самостоятельного просмотра и изучения полезных инструментов и сервисов, о которых рассказывается на вебинаре. 

Например:

 

Кроме того, к материалам в помощь обучающимся можно отнести Списки использованной литературы, которые сопровождают почти каждый тематический раздел.


Были ли темы, работа над которыми стала для вас вызовом? Как вы думаете, почему?

По сути вся работа по написанию данного пособия, поиск издательства и процесс подготовки пособия к изданию стали для меня вызовом. Почему? Потому что материал по теме собирался и апробировался на практике на протяжении четырёх лет, однако готового структурированного текста как научно-практического пособия к моменту заключения Договора о сотрудничестве с издательством «ИНФРА-М» не было. Но! Договор был подписан, принято было решение провести научно-практический семинар и презентацию-анонс пособия на 26-й Международной конференции «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» («ЛИБКОМ-2022») (организатор – ГПНТБ России) в г. Суздале в середине ноября 2022 г. До начала конференции оставалось 1,5 месяца... Предстояло продумать структуру пособия, завершить подготовку текста, сделать огромное количество рисунков (скриншотов) и др. Итог – к началу конференции пособие было размещено в ЭБС Znanium, презентация состоялась! В последующем велась интенсивная совместная работа с редакторами издательства и подготовка макета пособия к изданию в печатном виде. Огромное спасибо коллегам!


Какие темы в вашем учебном пособии представлены наиболее полно, а по каким вы бы предложили учащимся поискать дополнительную литературу? Почему вы решили сделать акцент именно на этих тематиках?

На мой взгляд, каждый из разделов пособия не может рассматриваться как «окончательный», законченный, поскольку ресурсов, цифровых инструментов существует очень много, постоянно появляются новые и – наоборот – случается, что некоторые ресурсы становятся нам недоступны по ряду причин... Таким образом, работа с пособием предполагает постоянное развитие – для обучающихся и для меня как автора. Разрабатывая структуру, я исходила из практикоориентированности тем, безусловной востребованности их для решения профессиональных педагогических задач и реализации научно-исследовательской деятельности. Кроме того, все темы включают цифровые инструменты, многократно апробированные мною лично и слушателями системы дополнительного образования взрослых и получившие высокую оценку по критериям, связанным с эффективным управлением персональными информационными потоками.


В своей книге вы упоминаете такие инструменты, как интеллект-карты и системы управления проектами. Можете рассказать, какие из подобных инструментов применяете вы лично и немного раскрыть опыт использования?

Да, это отличные инструменты для управления информационными потоками! В учебном процессе Республиканского института профессионального образования (РИПО), где я работаю, сервисы для создания интеллект-карт используются очень активно и эффективно. Например, в рамках учебной дисциплины «Проектирование электронных учебно-методических комплексов» слушатели переподготовки — преподаватели и специалисты (например, инженеры-программисты, методисты и др.) учреждений профессионального и высшего образования, дополнительного образования взрослых разрабатывают собственные ЭУМК по преподаваемым ими дисциплинам в программной среде Mindjet MindManager, апробируя их в дальнейшем в учебный процесс в условиях дистанционного обучения. При работе с аспирантами мы рекомендуем использовать сервисы для создания интеллект-карт в процессе сбора, структурирования, написания диссертации, решения различных методических задач. Прекрасно «работает» интеллект-карта для визуализации результатов исследовательской деятельности и мн. др.

Создание и наполнение онлайн-«доски» Padlet включено во все учебные программы повышения квалификации РИПО – наши взрослые обучающиеся на протяжении всего периода обучения наполняют свои онлайн-«доски» ссылками на полезные инструменты и сервисы, с которыми знакомятся в процессе обучения, и на собственные разработки электронных образовательных ресурсов. Коллеги открывают для себя этот отличный инструмент для организации и управления информационными потоками по конкретной теме (научного исследования, учебной дисциплины и др.) и для совместной работы в цифровой образовательной среде, позволяющий собрать и структурировать в одном месте информацию по конкретной теме, уроку, учебной дисциплине, исследовательскому проекту и др.; организовать сбор идей, примеров по обозначенному вопросу изучаемой темы; организовать коллективный «мозговой штурм» (даже если участники находятся на расстоянии) и др.

Для себя лично я создаю онлайн-«доски» Padlet под различные конкретные задачи: работа над диссертацией, подготовка к практикоориентированному семинару для международной аудитории, разработка ЭУМК, структурирование и сохранение для дальнейшего использования полезных ссылок для медиаресурсы и др.


Как вам кажется, достаточное ли внимание уделяется проблеме достоверности информации? Какие инструменты поиска достоверной информации вы используете для научных работ?

В последнее время проблема достоверности информации обрела особую остроту. Правомерно считать, что достоверной является информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная, соответствующая действительности, опубликованная с обязательной ссылкой на источник информации. Но оказывается, что даже наличие большого количества ссылок на источник информации не является гарантией его качества; мало того – не является гарантией того, что данный источник вообще существует в природе! Очень рекомендую прочитать статью о достоверности ссылок на научные публикации Л.К. Боброва, опубликованную в рецензируемом научно-практическом журнале «Научные и технические библиотеки»:

Бобров Л.К. Достоверность ссылок на научные издания: пример порождения мифов и неточностей [Электронный ресурс] / Л.К. Бобров // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 5. — С. 47–65. — URL: https://doi.org/10.33186/1027–3689-2022–5-47–65 (дата обращения: 14.08.2023).

Раздел 2.1 научно-практического пособия полностью посвящен достоверным источникам информации. Что касается меня лично, то при написании научных работ для поиска достоверной информации я использую, прежде всего, возможности Академии Google, Научных электронных библиотек eLibrary.ru и «Киберленинка»; информационный Дайджест InfoGenerator, разрабатываемый Научной библиотекой Белорусского национального технического университета https://library.bntu.by/daydzhest/; возможности Личного кабинета читателя Государственной публичной научно-технической библиотеки России https://www.gpntb.ru/ и другие ресурсы.


Как вам кажется, почему многие ученые не уделяют много внимания развитию личного бренда? Какие аргументы можно привести, чтобы убедить их в необходимости выстраивания личного бренда в новой реальности.

Необходимость управления своим профессиональным развитием и продвижения своего личного бренда, своих профессиональных возможностей возрастает в значительной степени в условиях цифровой образовательной среды. Соглашусь с тем, что некоторые ученые не считают необходимым тратить свое время и энергию на развитие личного бренда. Чаще всего это коллеги более старшего возраста, являющиеся, например, уже давно обладателями учёной степени доктора наук, имеющие своих аспирантов, значительное количество публикаций, свою нишу научных исследований. Вместе с тем, многие из них не имеют личного профиля ученого на наукометрических платформах, что затрудняет значительно возможности получения коллегами информации о востребованности их научных достижений и публикаций, о ведущихся новых научных разработках и перспективных направлениях исследований и др.; их научные труды доступны исследователям исключительно в печатном виде, что достаточно часто, к сожалению, приводит к нарушениям их авторских прав (утверждение не голословное, поскольку являюсь официальным представителем российской компании «Антиплагиат» в Беларуси по обучению). Всё это и многое другое может использоваться в качестве серьёзных аргументов «в пользу» развития личного бренда.


Вы можете ознакомиться с книгой по ссылкам:

Купить печатную версию

Читать электронную версию

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину