Анна Лазаревна Гельфонд об учебнике «Архитектурное проектирование общественных зданий»

19 июля 2023
Анна Лазаревна Гельфонд об учебнике «Архитектурное проектирование общественных зданий»


Интервью с автором учебника «Архитектурное проектирование общественных зданий», Анной Лазаревной Гельфонд, заведующей кафедрой архитектурного проектирования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ), доктором архитектуры, профессором, академиком РААСН.

Учебник посвящен основным принципам формирования архитектуры общественных зданий различного типа. Рассматривает социальные, экономические, градостроительные, функциональные, планировочные, конструктивные, композиционно-художественные основы проектирования, а также нормативные требования к проектированию общественных зданий. Охватывает материал от изучения структурных узлов здания и отдельных его элементов до сооружения в целом и направлен на то, чтобы максимально ознакомить студента с потребностями реального архитектурного проектирования.


Для каких специальностей и уровней обучения предназначен учебник?

 Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов, обучающихся по укрупненной группе направлений «Архитектура». Или, если переходить к формулировкам новых ФГОС-4, и базовое образование, и специализированное.


Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в учебнике?

 Прежде всего, учебник практикоориентированный. В соответствии с этим он обладает высокой степенью освещения практических вопросов, актуальных в настоящее время для проектирования общественных зданий различных типов. В нем рассматриваются социальные, экономические, экологические, градостроительные, функциональные, планировочные, конструктивные, композиционно-художественные основы проектирования, а также актуальные нормативные требования к проектированию общественных зданий, принятые в нашей стране.

Книга направлена на то, чтобы максимально ознакомить студента с потребностями реального архитектурного проектирования. Она содержит изложенный в максимально сжатой форме обширный материал по архитектурному проектированию общественных зданий в соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения СП 118.13330.2022, приложение В: от зданий учебно-воспитательного назначения до многофункциональных зданий и комплексов.

Однако, опираясь на своды правил, настоящий учебник, конечно, не ограничивается нормативными подходами, большое внимание в нем уделено наиболее актуальным в настоящее время типам зданий:

  • музейно-выставочным и зрелищным зданиям;
  • объектам физкультурно-спортивного назначения;
  • школам искусств;
  • гостиницам;
  • торгово-развлекательным комплексам;
  • кредитно-финансовым учреждениям;
  • офисам;
  • бюро;
  • зданиям вокзалов всех видов транспорта;
  • сооружениям по обслуживанию автомобилей;
  • многофункциональным комплексам — центрам выходного дня, реабилитационным центрам различных типов, деловым клубам, аквапаркам.

Отдельная глава посвящена архитектурному проектированию общественных зданий с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения.

Материал выстраивается от изучения структурных узлов здания и отдельных его элементов до сооружения в целом, стараясь подчеркнуть общие, универсальные, сквозные подходы к проектированию общественных зданий. В то же время внимание уделяется специфическим подходам к проектированию общественного здания конкретного типа.


Каждое поколение студентов отличается от предыдущего. Как в учебнике вы выстраиваете диалог со студентами, используете ли какие-то особенные формы подачи материала?

 Типы зданий развиваются, общие подходы остаются. Новые типы общественных зданий. Бизнес-инкубаторы, коворкинги, университетские кампусы, музеи и центры искусств нового типа, медиа-центры, мультимедийные парки. У меня есть электронные учебники. А этот преднамеренно традиционный. В этом его ценность.


Какие темы из представленных в учебнике обычно вызывают у студентов яркий интерес, а какие воспринимаются с дополнительными усилиями? На чем преподавателю стоит сделать акцент?

 Учебник знакомит студентов не только с российским, но и с мировым опытом архитектурного проектирования общественных зданий. Иллюстративный материал включает цветные фотографии и графические зарисовки объектов по фотографиям, сделанным мной в ходе изучения архитектуры общественных зданий на основе отечественного и зарубежного опыта их проектирования.

Цветная вкладка полностью сформирована из фотографий, выполненных автором учебника. Иллюстрации содержат обширный графический материал по объемно-планировочным, функциональным, композиционным решениям общественных зданий и сооружений, а также их функциональных блоков и отдельных помещений.

Традиционно сложнее даются противопожарные требования, обеспечение путей эвакуации из зданий. Схемы незадымляемых лестниц.


Есть ли в учебнике материалы в помощь преподавателю и студенту?

 Учебник снабжен полным библиографическим списком актуальной литературы по архитектурному проектированию общественных зданий и приложениями, включающими вопросы для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине, а также программы-задания для выполнения курсовых и дипломных проектов общественных зданий и зачетных клаузур.


Были ли темы, работа над которыми вам хотелось провести более подробно, возможно, раскрыть в монографии?

 Настоящая книга написана в результате моей многолетней работы над проблемами архитектуры общественных зданий и сооружений как в области теории, так и практики проектирования, которой автор занимается с 1978 года. Я автор более 150 проектов и построек в составе авторских коллективов. Среди этих объектов есть и общественные здания. Автор более 360 публикаций, в том числе, монографий. Моя докторская диссертация, защищенная в 2002 году в МАРХИ, называлась «Деловой центр как новый тип общественного здания». Такое же название носила и монография, опубликованная в 2002 году. Думаю, что сейчас на новом уровне знаний можно было более широко раскрыть тему деловых центров нового типов: IT-кластеров, бизнес-инкубаторов, коворкингов.


Какие темы в вашем учебнике представлены наиболее полно, а по каким вы бы предложили учащимся поискать дополнительную литературу? Почему вы решили сделать акцент именно на этих тематиках?

 Тенденция последнего времени может быть обозначена «от общественного здания – к общественному пространству». Именно ОП являются той типологической единицей архитектурной среды, по которой можно судить о ее качестве. Я веду речь не только об открытых, но и о закрытых ОП зданий и сооружений. За последние годы существенно изменились и сами здания. Особенно это касается многофункциональных зданий-пространств. Я считаю, что большое внимание должно уделяться коммуникациям всех видов: горизонтальным, вертикальным. Они служат уже не только для связи помещений, но и несут отдельные общественные функции, которые характеризуют среду.


Какие требования к проектированию общественных зданий могут нарушаться чаще всего? Происходит ли это из-за недостаточных знаний в области современных норм и требований?

 Подчас очень сложно выполнять противопожарные нормы во всей их совокупности. Но именно этот аспект очень важен для функционирования зданий.

Отдельный сложный вопрос – эргономические нормы. Их знание объединяет подходы к архитектурному проектированию с подходами к архитектурно-дизайнерскому, или дизайнерскому проектированию. И традиционно им уделяется мало отдельного внимания в учебниках по архитектурному проектированию


Если провести сравнение подходов: насколько здания школ и детских учреждений, построенные 60-70 лет назад отличаются по требованиям от тех, что строятся сегодня?

 За эти годы сформировались микрорайоны, элементами общественного центра которого выступают школы и детские образовательные организации. Неучебные помещения школ – спортивные и актовые залы, столовые, музыкальные классы – могут использоваться для нужд микрорайона, в котором школа расположена.

С другой стороны, изменились расчетные нормы наполненности классов.

В последние годы изменились требования к рекреациям, они стали трактоваться как пространства общения.

Многофункциональность и возможность трансформации, как правило, закладываются в проекты новых образовательных пространств.

Применение типовых проектов было очень важным периодом для развития зданий школ и детских организаций. В это время был отработан целый ряд основополагающих факторов для формирования их архитектуры. Однако, в новейших индивидуальных проектах делается акцент на их организацию как единой целостной среды, позволяющей сочетать обучение, воспитание и отдых.


Требования к каким общественным здания зданиям претерпели большие изменения в последние 50 лет?

 Думаю, не ошибусь, если отвечу, что все типы прошли существенную эволюцию. Новые социально-экономические условия, инженерно-технологические возможности, а также широкое использование возможностей информационного пространства диктуют новые требования к заданиям и сооружениям. Так, за эти годы появились и сформировались медиатеки, пространства общения в учебных заведениях всех уровней, многофункциональные торговые центры, универсальные деловые центры, центры искусств. Установка на устойчивое развитие и появление энергоэффективных и энергосберегающих объектов также оказало влияние на формирование всех типов общественных зданий. Отдельно следует указать на трансформируемые пространства. Существенно изменились клубы, кинотеатры, зальные помещения в них. Появилось множество типов новых отелей, существенно расширилась их классификация. Изменились нормы проектирования в сторону их гуманизации и улучшения условий жизнедеятельности.


Если опираться именно на санитарные, экологические и иные требования, а также политику доступности, минуя вопрос затрат, что предпочтительнее — ремонты старых общественных зданий или постройка новых?

 В каждом случае следует подходить индивидуально. Необходим комплексный предпроектный анализ. В случае ремонта или приспособления существующих зданий для современного использования – экспертиза несущих и ограждающих конструкций здания или сооружения. Важно также знание статуса зданий: часто общественные здания являются объектами культурного наследия – памятниками истории и культуры. В случае включения ОКН в государственные списки при работе сними необходимо соблюдать определенные регламенты в соответствии с действующим законодательством.


В учебнике вы уделяете внимание доступности общественных зданий для инвалидов и маломобильных групп населения. Как вы считаете, достаточны ли типовые нормы для организации доступной среды и достаточно ли на данный момент их соблюдение?

 Считаю, что нормы сформировались, как в целом, так и для отдельных типов зданий. Но универсальный дизайн и безбарьерная среда применяются в настоящее время не в полной мере, хотя определенные положительные обновления на этом пути необходимо отметить.


Читать учебник

Купить бумажную версию

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину