Иван Владимирович Дворянсков об учебнике «Уголовное право. Общая часть»
И.В. Дворянсков, доктор юридических наук, профессор, научный руководитель Межрегиональной общественной организации «Научный пенитенциарный клуб», председатель Регионального отделения организации по Московской области, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского университета имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры публичного и уголовного права Российского нового университета, выступил ответственным редактором учебника «Уголовное право. Общая часть».
Вопрос: Для каких специальностей и уровней обучения предназначен учебник?
И.В. Дворянсков: Учебник «Уголовное право. Общая часть» является первым томом курса уголовного права, подготовленного коллективом авторов под моей редакцией, в соответствии с положениями Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, федеральными законами, международными правовыми актами. В нем подробно рассматриваются понятия, категории и институты Общей части уголовного права. Учтены все изменения уголовного законодательства, а также использована новейшая научная, учебная и учебно-методическая литература по уголовно-исполнительному праву.
Учебник соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения, предназначен для студентов, курсантов, слушателей, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» и специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза», 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность», а также для судей, работников правоохранительных органов и всех, кто интересуется вопросами уголовного права.
Учебник подготовлен при поддержке справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Вопрос: Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в учебнике?
И.В. Дворянсков: Если рассматривать преступность как абсолютное зло, без учета ее особенностей как социального явления, соединенного многочисленными и разноплановыми корреляциями со структурой и динамикой общественного развития, то против нее надо направлять самые мощные, самые жесткие средства. Эффективность такого противодействия, к которому подходит термин «борьба», использовавшийся в советское время, весьма низка, ибо оно будет затрагивать не глубинные причины явления, в том числе на уровне психологического и морального отношения преступника и общества, а поверхностное, легко наблюдаемое следствие преступного вторжения в ткань общественной жизни, линейное реагирование на которое играет прежде всего роль оценки содеянного и нанесенного объекту уголовно-правовой охраны ущерба, выражаемой в мерах уголовной ответственности. Эффективность воздействия на преступность с очевидностью основана на точности, адресности, соизмеримости и, соответственно, справедливости. Нельзя забывать о том, что, применяя наказание, мы не доказываем, что боремся с преступностью, а восстанавливаем связь между преступником и обществом. Последняя предполагает для виновного определенные отрицательные последствия лишь в начале и только для того, чтобы через страдание преодолеть отчуждение, прийти к прощению и пониманию. Этот путь и есть исправление.
В связи с этим особое внимание нужно уделять подготовке по дисциплине уголовного права прежде всего будущих сотрудников правоохранительных органов, других специалистов, планирующих работать в сфере уголовной юстиции, которые должны обладать не только высоким профессионализмом, но и позитивными моральными качествами: порядочностью, принципиальностью, нетерпимостью к правонарушениям, коррупции, уважением к правам человека и интересам общества и государства.
В учебнике нашли отражение все правовые новации, а также современные достижения и разработки в области уголовно-правовой науки. Материал изложен в доступной форме, но в то же время не упрощенно, с анализом основных теоретических и практических проблем, а также научной дискуссии по ним. Поэтому его с уверенностью можно рекомендовать в качестве базового учебника по курсу «Уголовное право. Общая часть» как для студентов, курсантов и слушателей учреждений высшего образования и профессиональной юридических вузов и факультетов, обучающихся по программам как по программам бакалавриата, так специалитета и магистратуры.
Вопрос: Каждое поколение студентов отличается от предыдущего. Как в учебнике вы выстраиваете диалог со студентами, используете ли какие-то особенные формы подачи материала?
И.В. Дворянсков: Да, разумеется. Учебник подготовлен в соответствии с образовательными стандартами высшего образования, о чем говорилось выше и вузовской рабочей программой дисциплины. При подготовке учебника ставилась задача не только приводить позитивный материал, но излагать его в проблемном ключе. И хотя это вызывает некоторую критику от коллег, якобы студентам еще рано изучать уголовное право на таком уровне. Однако, я сам уверен убедил всех моих соавторов в правильности такого решения. Замечено, когда обучающийся получает только номинальные знания, он их плохо запоминает, поскольку воспринимает их, как правило, механически. Напротив, будучи вынужден сталкиваться с проблемами, как теоретического, так и практического характера, так или иначе решать их, студент демонстрирует эмоциональный отклик на них, у него создается подлинная личностная мотивация в изучении предмета, в том числе для самостоятельного решения в дальнейшем проблемных вопросов.
Таким образом, учебник отвечает всем потребностям как студентов, так и преподавателей, возникающим в учебном процессе.
Вопрос: Какие темы из представленных в учебнике обычно вызывают у студентов яркий интерес, а какие воспринимаются с дополнительными усилиями? На чем преподавателю стоит сделать акцент?
И.В. Дворянсков: Это очень хороший вопрос. На мой взгляд, не бывает неинтересных (проходных) тем. Все зависит от подготовки и мастерства преподавателя, а также способности заинтересовать студентов, что, разумеется, требует педагогических навыков и даже таланта. Вместе с тем, конечно, изначально или, как говорится a priori в рамках курса уголовного права есть вопросы (темы), неизменно вызывающие больший интерес у студентов. В Общей части уголовного права к ним относятся:
- Преступление и состав преступления. Уголовная ответственность.
- Объект преступления.
- Соучастие в преступлении.
- Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- Понятие и цели уголовного наказания. система и виды уголовных наказаний.
При этом акцент преподавателю стоит сделать как раз на тех темах, которые, на первый взгляд, кажутся студентам легкими либо не интересными. Как показывает практика, именно по ним на зачетах и экзаменах больше всего возникает трудностей. К ним можно отнести:
- Понятие, система, задачи и принципы уголовного права.
- Уголовный закон и его строение. Действие уголовного закона.
- Назначение уголовных наказаний.
- Освобождение от уголовной ответственности и наказания.
- Уголовная ответственность несовершеннолетних.
- Принудительные меры медицинского характера.
- Иные меры уголовно-правового характера.
Вопрос: Есть ли в учебнике материалы в помощь преподавателю и студенту?
И.В. Дворянсков: Да, конечно. Структура учебника облегчает его использование, поскольку каждая глава в учебнике имеет следующую структуру: название, список компетенций, которые должен освоить обучающийся («знать, уметь, владеть»), собственно текст главы, подразделенный на параграфы. В конце каждой главы представлены контрольные вопросы и задания, а также библиографический список, содержащий дополнительную литературу, необходимую для более полного изучения темы, а кроме того – для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, написания семинарских, курсовых, дипломных (выпускных квалификационных) работ.
В конце учебника представлены контрольные тесты для проверки (и самопроверки) знаний после прохождения курса. Также приведены примерные темы докладов и рефератов, что облегчает работу преподавателя со студентами.
Вопрос: Были ли темы, работа над которыми стала для вас вызовом? Как вы думаете, почему?
И.В. Дворянсков: Да, такие были. В первую очередь это связано с дискуссионностью ряда вопросов уголовного права и определением по ней собственной позиции. Так, например, устоявшейся еще с советских времен концепцией объекта преступления под ними понимаются общественные отношения. Однако я полагаю, что конструкция «общественных отношений» предельно абстрактна и не учитывает вреда, наносимого преступлением. Так, если совершается кража, она никоим образом не нарушает охраняемых отношений собственности. Собственник, по-прежнему, остается таковым в отношении своего похищенного имущества. Хищение, очевидно, не является законным основанием его отчуждения. Вместе с тем, от преступления всегда страдают публичные интересы по поводу тех или иных социальных благ: жизни, здоровья, собственности и др. Традиционно дискуссионным является вопрос о наказании и его целях. Именно грань между подготовкой учебника и насыщением его в определенной мере проблемными аспектами и является самой сложной задачей. При этом нужно было всегда помнить, что учебник – это единое произведение, независимо от количества авторов. Поэтому мы в самом начале договорились со всеми авторами, что они придерживаются единой точки зрения по дискуссионным научным вопросам, единообразно используют понятия и термины. В случае расхождения взглядов приходилось искать других авторов. Это моя принципиальная позиция как ответственного редактора.
Вопрос: Какие темы в вашем учебнике представлены наиболее полно, а по каким вы бы предложили учащимся поискать дополнительную литературу? Почему вы решили сделать акцент именно на этих тематиках?
И.В. Дворянсков: Учебник «Уголовное право. Общая часть», как и любое иное издание имеет лимитированный объем, ограниченный с одной стороны, тематическим планом, а с другой – требованиями издательства. Поэтому ряд вопросов требует более глубокого самостоятельного изучения, что в особенности касается тех случаев, когда студент пишет курсовую или выпускную работу. В этих случаях, как уже отмечалось, в учебнике приводится список дополнительной рекомендуемой литературы. Что касается акцента, то я бы рекомендовал сделать его на истории отечественного и зарубежного уголовного права, сравнительном анализе современного российского и зарубежного уголовного законодательства, международном уголовном праве. Кроме общей эрудиции это будет способствовать расширению кругозора будущего специалиста, а в отдельных случаях – выбору профессии и сферы деятельности.
Читать учебник «Уголовное право. Общая часть» онлайн
Купить бумажное издание учебника «Уголовное право. Общая часть»